Получать новости на E-mail
Статьи и интервью (1180)
05.06.2014
Размер шрифта

Версия для печати

Уникальная история «змеиного» села на Юге Украины

Продолжение. Начало здесь и здесь.

О том, что  в Бериславском районе Херсонской области есть поселение Змиевка, я впервые услышала в 2008 году. Мое внимание привлекла заметка о визите в село короля Швеции с супругой. Незадолго до этой даты в «Новостях турбизнеса» вышел материал наших корреспондентов по Крыму Н. Корниловой и Ю. Расина о путешествии в город Змиев Харьковской области. Заинтересовавшись схожестью названий населенных пунктов на Востоке и Юге Украины, я прибегла к  топонимике и узнала, что по признанной большинством историков версии название происходит от так называемых «Змиевых валов» – остатков древних оборонительных строений, созданных до Киевской Руси и предназначенных для  защиты от набегов степняков. Но как оказалось, название села на Херсонщине не привязано к «Змиевым валам», а происходит от немецкого «шлангендорф», что в переводе означает «змеиный».  Но причем здесь шведский король? Ответ на этот вопрос я получила совсем недавно, посетив Змиевку в рамках информационного тура Таврийского туристического конгресса.

Если съехать  с участка автотрассы Берислав – Марьянское в сторону Змиевки, вы не почувствуете изъянов дорожного покрытия. К Змиевке ведет хорошая асфальтовая дорога длиной 4,6 километра. Построили ее в спешном порядке в 2008 году, накануне приезда Короля Швеции Карла XVI Густава  и Королевы Сильвии. Высокие гости приехали на встречу со своими соотечественниками: Змиевка – единственный на сегодня в Украине населенный пункт, в котором компактно проживают потомки этнических шведов. И не только шведов. В современной Змиевке, отметившей в апреле нынешнего года свое 232-летие, обитают потомки немецких колонистов и представители более 10 национальностей и этносов. Иными словами, имеем срез времен и народов в отдельно взятом украинском селе.

Шведское наследие

Первыми поселенцами в этих краях оказались шведские крестьяне с острова Дагё на побережье Балтийского моря (сейчас о. Хийумаа, Эстония), отошедшем к России по Ништадтскому миру 1721 г. Существует две версии исхода шведов с родных пенат. Первая – они отправились в далекий путь добровольно, хотя к этому их вынудили нетерпимые обстоятельства. Когда остров вместе со всеми его жителями в 1710 году перешел от разбитой шведской к победившей русской короне, местные дворяне из знаменитых родов, которым русские власти не только сохранили, но и расширили привилегии, замучили крестьян непомерными налогами и податями. «Закручивание гаек» вызвало недовольство. Ведь в отличие от русских шведские крестьяне никогда не знали крепостного права.  Решено было написать челобитную новой государыне – российской императрице Екатерине II. Та прониклась положением своих подданных и предложила им переселиться на земли Таврии, отвоеванные недавно в тяжелой войне с Турцией. Пообещала каждой семье дом, 60 десятин земли и другие привилегии. Шведские крестьяне сочли условия приемлемыми и согласились.

Вторая версия – насильственное переселение, организация которого была поручена князю Потемкину Екатериной.

Как бы то ни было, в августе 1782 года 1200 шведов с Дагё в сопровождении  полусотни донских казаков отправились в путь. Голод и холод были их постоянными спутниками. Почти половина из них погибла в пути, так и не достигнув теплого юга. Тяжелое путешествие завершили 1 мая 1782 года. Те, кто остался в живых, не обнаружили по прибытии на место обещанных им домов. И вообще: кроме песка на пустынном берегу Днепра ничего не было. Село, названное Альт-Шведендорф (Старошведское, Вербовка), начинали строить с нуля. Обживаться на новом месте колонистам помогали местные казаки, обретавшиеся неподалеку. Но затраченные усилия не смогли «перешибить» жестокую зиму, во время которой умерло 385 колонистов. Согласно приходским записям, в марте 1783 года в жителях Старошведского числятся лишь 135 человек.

Спустя 11 лет Екатериной II  в Старошведское было переселено ещё тридцать шведских солдат, ранее взятых в плен русскими. Как и от их предшественников, от них требовалось возделывать землю. Но, несмотря на то, что земли было завались, шведские колонисты не стали выращивать сельскохозяйственные культуры, а занялись привычным рыболовством.  Благо, рыбу в Днепре тогда можно было ловить чуть ли не руками.

Сложный, трагический путь, приведший северных людей на территорию современный Украины, продолжился чередой эпидемий, пожаров, землетрясений, нападений разбойников. Светлый проблеск в череде этих испытаний – 1787 год, когда князь Потемкин подарил селу маленькую светло-голубую церквушку. Он же прислал к ним священника, который 6 лет заботился об общине.

Немецкая община
В 1804 году в том же районе были основаны немецкие поселения Шлангендорф (Змиевка), Мюльхаузендорф (Михайловка) и Клостердорф (Костирка). «Виновницей» этого события стала опять-таки Екатерина II, решившая распространить в Таврическом крае немецкую культуру. Несколько десятков немецких семей прибыли сюда из Вюнтерберга. Так как национальное поселение немцев было больше шведского по численности, в 1860 году Старошведское присоединили к немецким деревням и назвали Змиевкой, по названию самой большой из четырех деревень. Свою каменную церковь немецкая лютеранская евангельская община, которая  существовала здесь почти с начала немецкого поселения, построила в 1887 году. А шведская каменная церковь, которую возвели на месте сгоревшей «потемкинской» церкви на деньги самих колонистов, а также шведов из Америки, Финляндии и Петербурга, открылась двумя годами ранее. Но пастора у шведов не было, поэтому проповеди читал не знавший их языка немецкий пастор, используя присылаемые из Швеции старые сборники. И освещал обе церкви тоже он. Поначалу на религиозной почве и из-за того, что не стало хватать плодородной земли, между немцами-католиками, сектантами-менонитами и шведами-протестантами часто возникали ссоры и драки. Но со временем жестокое противостояние прекратилось. И те, и другие поняли, что совместными усилиями «і батька легше бити».

В село стали наезжать гости из Швеции и Германии. Некоторые местные жители выписывали шведские и немецкие газеты. Интересно, что для местных, проживавших на близлежащих с колонистами территориях, не было особых различий между шведами и немцами. Всех называли «германцами», как будто прочитали в учебнике этнографии о том, что  языки у шведов и немцев родственные. То время, конец XIX – начало XX века, было самым счастливым в истории шведско-немецкого поселения в Украине: хорошие урожаи, крепкие жилища, нормальная крестьянская жизнь.

Увы, «золотой век» Змиевки длился недолго. Водоразделом стала Первая мировая война, после которой на колонистов обрушились новые испытания. В 1919 году на нужды и Красной и Белой Армий реквизировали почти весь скот и запасы зерна. В 1921-м во время страшного голода в Украине селу Старошведскому и его соседям позволила выжить только продовольственная помощь из Швеции. Коллективизация и борьба с религиозным дурманом, стали основными причинами массовой эмиграции из села. И тут не обошлось без трагедий. В 1928 году больше сотни шведов уехали в Канаду, в 1929 году 895 потомков эстонских шведов отправились на свою историческую родину. Спустя два года из-за неустроенности (в Швеции многие тогда не смогли найти для себя стоящей работы) 237 из них были вынуждены вернуться в Советский Союз. После их возвращения в село в 1931 году  пришлось начинать все сначала. Ведь дома были снесены или разрушены, подворья заросли травой и бурьяном. Школу, в которой с 1914 года велось обучение на шведском языке, закрыли.

В 1937 году в сталинских застенках было замучено 26 шведских жителей Змиевки. Поэтому приход немецкой армии 25 августа 1941 года они встретили как избавление. Но, оказалось, что шведские девушки подлежат отправке на  принудительные работы в Германию. Только в 1946 году они вернулись на свою родину. Через Сибирь. Остальное этническое население, эвакуировавшееся с отступающими немецкими войсками на запад, было взято в плен советскими войсками в Польше и отправлено в лагеря. Кое-кто сумел сбежать и пробраться к родственниками за границу, кто-то вернулся в Украину. Вот и получилось, что к концу 80-х в деревне осталось около 200 человек, сохранивших шведское культурное наследие, из них менее 20 носителей шведского языка.

Этнических немцев в начале войны массово депортировали, многих расстреляли, выслали в Сибирь.


Свято-Михайловская церковь (шведская кирха)

Змиевские церкви
Вот такая трагическая судьба постигла переселенцев, разделивших все тяготы своих украинских земляков. Родственные связи рушились, семьи распадались, церкви закрывались. Особенно тяжелым был советский период. В 20-30 гг. прошлого века богослужения были запрещены, а пасторы засланы в лагеря.  Упомянутую мной шведскую церковь, выстроенную в 1885 году на месте сгоревшей «потемкинской» (кстати, потомки колонистов называют церковь «чуркой») превратили в клуб, затем в столовую и, наконец, в чрезвычайно полезный для колхоза склад минеральных удобрений. Аналогично в запрещенной немецкой лютеранской евангельской церкви находились мельница, зернохранилище, склад ядохимикатов, что нанесло значительный вред зданию.

Памятный знак репрессированным шведам и немцам, которые преследовались советской властью в 1937-1938 годы, а также Памятный знак по случаю годовщины основания и заселения села Змиевка шведскими колонистами.

 


Немецкая лютеранская евангелистская церковь святых Петра и Павла

Долго, очень долго немцы и шведы, те, кто уцелел во времена репрессий, собирались вместе, чтобы духовно поддерживать друг друга. Ни о церкви, ни о пасторе в тот период не было и речи. И лишь в 1988 году прежнюю лютеранскую кирху отстроили с помощью лютеранских пасторов из Швеции и силами православной общины села, построившей купол за собственные средства. То есть бывшая шведская кирха являет собой сейчас «два в одном» и служит как шведской лютеранской, так и православной общине при отправлении богослужений. И такое соседство никого не огорчает. Бывает, и батюшка поет псалмы из евангельских духовных сборников вместе с лютеранами.

Чуть позже, в 1992 году, опять-таки с помощью заграницы (Германия) возродилась змиевская немецкая лютеранская евангелистская церковь святых Петра и Павла.  Кстати сказать, большая часть немецких переселенцев выехала из Украины на землю предков. Потому определенную часть евангелистско-лютеранской общины составляют как потомки тех немцев, которые уцелели во времена репрессий или впоследствии вернулись в Змиевку, так и другие жители села, которые решили искать Бога именно в этой церкви. Приходят на богослужение в немецкую церковь и шведы, так как шведская лютеранская община Змиевки малочисленная, около 15-20 человек, и своего постоянного священника у них нет. Полноценные богослужения в собственном храме приезжает отправлять священник из Швеции. Благо, сегодня Змиевка находится под пристальным вниманием Шведского посольства в Украине.

Безусловно, змиевские церкви составляют наибольшую духовно-культурную ценность этого поселения. И что характерно, в ряд сакральных ценностей с полным на то основанием можно  занести греко-католическую церковь.  История ее появления на землях Херсонщины не отличается «стариной глубокой», но несет в себе трагедию переселения, испытанную в полной мере шведскими и немецкими колонистами. Речь о принудительной депортации «росчерком пера», которая произошла уже в послевоенное время, поэтому «власть советов» ее не афишировала. Согласно договора от 15 февраля 1951 года между СССР и ПНР об обмене территориями, жители 29 галицких сел были насильственно переселены в восточные и южные регионы Украины. В Змиевке нашли пристанище этнические бойки из сел Берега Долишни, Лодина, Нанова Дрогобычского района Львовской области.

Прощайте вы, Карпаты милые,
Прощай, родная сторона,
Проеду я в Херсон далекий,
Не знаю, возвращусь ли я.

Так пели переселенцы в 1951 году, когда их, голых и босых, в товарных вагонах везли в Херсон. Так сегодня поют их дети, родившиеся уже на Херсонщине, но хорошо знающие свои корни. 

 
Часовня и будущий Храм Рождества Пресвятой Богородицы
в стиле украинского барокко

Юридически община УГКЦ в Змиевке была зарегистрирована в 1994 году, но до этой даты почти 40 лет она существовала здесь подпольно. Ежегодно в село тайно приезжали священники: крестили, венчали, исповедовали, причащали. В другое время галичане собирались по домам, вместе пели и молились. Первое время службу Божью отправляли под открытым небом, а в 1998 году на Пасху, освятив часовню,  заимели крышу над головой. Приход УГКЦ до сих пор остается наибольшим в области.

Упоминанием о событиях 1951 года навсегда останется Памятный знак, построенный на территории церкви и освященный в 2001 году, когда украинцы вспоминали пятидесятую годовщину депортации. В канун этого исторического момента змиевские галичане приняли участие в международной экспедиции в Польшу и привезли на Херсонщину кусочек земли из родных сёл.

В том, что, невзирая на запреты и репрессии, можно сохранить не только родительскую веру, но и самобытные украинские традиции, участники информационного тура вскоре убедились воочию. Во как нас встречал местный вокально-инструментальный ансамбль у ресторана. Таких задорных, колоритных песен никто из нас ранее не слышал. Культурные и музыкальные традиции играют занимают значительное место в жизни галичан.  Это ставший  в селе традиционный  рождественский вертеп, а также проведение музыкального фестиваля «Бойківська Ватра».


Визитная карточка Галиции в Змиевке.

И вообще в змиевцах нас больше всего поразили братские отношения, взаимопонимание и искреннее стремление жителей к христианскому единству и любви. Войдя в любой из аккуратных симпатичных двориков Змиевки, вы можете услышать либо «добрый день», либо «здоровеньки булы», либо шведское «гуд даг», либо приветствие на немецком или другом языке и почувствовать доброжелательность. Это потому, что здесь живут люди со сходной судьбой, они знают цену поддержки и духовного слова. Без этого они бы не выжили.

От автора. Уделив внимание истории Змиевки и ее сакральным сооружениям, я многого не досказала. Например, на каком языке общалась королевская семья с потомками своих соотечественников? Имеет ли возможность этническая молодежь изучать язык своих предков, культуру, традиции? Кухня какого народа здесь в авторитете? Чем жители интернационального села зарабатывает на жизнь? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете, посетив Змиевку одним днем. Благо, дорога недальняя. И ни в коем случае не берите с собой еду, ибо в местном ресторане вам предложат шведский борщ…с пельменями и жаркое…с кнедликами.  А блюд из картошки здесь вообще не счесть. Потому что (ладно уж, отвечу на заданный мною же вопрос)  все село – это большой кооператив по выращиванию поливного картофеля. Здесь собирают два урожая в год и сдают оптом. 600 тонн первого урожая, столько же второго и 200 тонн оставляют на посадку в будущем сезоне. В общем, не бедствуют.

По вопросам организации экскурсий обращайтесь: kultura.berislav@gmail.com.
 

Кол. просмотров: (14264)                            Кол. комментариев: (0)

Уважаемые читатели!
Приглашаем принять участие в обсуждении темы, освещенной в статье. Единственная просьба,  не размещать сообщений, которые могут нарушить законы Украины.

Комментариев (0) К статье Уникальная история «змеиного» села на Юге Украины