Получать новости на E-mail
Статьи и интервью (1179)
01.12.2006
Автор: Юрий Григорьевич Расин, Наталия Викторовна Корнилова
Журнал «Новости турбизнеса», №23-24, 2006
Размер шрифта

Версия для печати

ЗМИЁВ – ЯЛТА: СВЯЗЬ ВРЕМЁН

В город Змиёв мы «рвались» уже почти год, с тех пор, как прочитали в журнале «Новости турбизнеса» (№15 август 2005) заметку директора Змиёвского краеведческого музея Михаила Саяного «Пам'ятки історії Зміївщини». Мы были поражены насыщенностью Змиёвщины памятниками истории, культуры и археологии; перечнем фамилий выдающихся деятетелей украинской и российской культуры либо родившихся тут, либо побывавших на этой земле. Интерес подогревал ещё и тот факт, что один из нас родился в Харькове, провёл детство в Рогани и Чугуеве, но ни он, ни все его ближайшие родственники и друзья никогда не бывали в Змиёве и ничего о нём не знали. Практически все харьковчане на наш вопрос о Змиёвщине только удивленно пожимали плечами: «А где это?».

Энциклопедический словарь от слова «Змиёв» отправил нас к слову «Готвальд». Там ждала лишь лаконичная запись: «Готвальд (до 1976 г. Змиёв), г. в Харьковской обл. Ж. – д. ст. (Змиёв). Маш.- строит. з-д, бум. ф-ка и др. Осн. В 17 в.». И всё... Поэтому при первой же возможности мы с друзьями сели на их «все дорожник» ЗАЗ-Daewoo «Славута» и вырвались в Змиёв. Благодаря помощи М. Саяного мы в течение почти двух дней познакомились со многими достопримечательностями края: окрестностями Белого озера, казацким монастырем, Казачьей горой, женским Свято-Борисо-Глебским монастырем, краеведческим музеем и т. д. Но обо всём по порядку.

Змиёвский краеведческий музей найти очень легко: он расположен прямо на центральной городской площади Советской, в старинном здании бывшего дворянского собрания, вместе с детской спортивной школой. Такое соседство нас крайне удивило, особенно когда мы увидели богатейшую музейную экспозицию, явно не умещающуюся в имеющихся скромных помещениях. Здесь и выставка «Знаменитые люди Змиёвщины», и этнографическая экспозиция, и историческая выставка, и коллекция картин... Оказывается, на Змиёвщине родились известная украинская писательница и поэтесса Любовь Яковлевна Кричевская; жена Ивана Франко – Ольга Федоровна Франко; художник-график, одна из основателей авангардизма (!) Мария Михайловна Синякова-Уреччина. Уроженцы Змиёвщины выводили новые уникальные сорта подсолнечника, были выдающимися дипломатами и политиками, покоряли Космос…

Музейная экспозиция пополняется из разных источников, из которых наиболее экзотичный – пункты приема металлолома. Нас поразила великолепная коллекция старинных самоваров, потемневших медных кувшинов, утюгов, домашней утвари. Спасибо добрым людям, сохранившим и передавшим в музей лубочные картинки, вышитые рушники, народную одежду, посуду, плетеную мебель.


Не менее интересны окрестности Белого озера и Коробова хутора. Одно плохо: бездумная коттеджная «новоукраинская» престижная застройка, как и в Ялте, лишает людей свободного прохода к реке и добавляет головной боли администрации Национального природного парка «Гомильшанский лес». Рядом с Северским Донцом – остатки древнего Казацкого монастыря, обозначенные на местности скромным памятным крестом. Говорят, что обитатели монастыря днем были монахами и служили Богу, а ночью выходили на «большую дорогу» и грабили богачей. Потомки монахов-казаков оказались людьми более миролюбивыми и предприимчивыми: построили продовольственный магазин на фундаменте монастырского храма, который так и не смогли уничтожить мощными взрывами в эпоху разгула атеизма.

От Белого озера начинается интересная экологическая тропа на Казачью гору. Великолепный вид открывается с этой почти 90-метровой горы на пойму Северского Донца. Теперь нам становится понятно, почему Змиёвщина так богата на художественные таланты: как тут не заговорить стихами и вычурной прозой, не написать картину, когда вокруг такая красотища! На западе такие виды иначе чем «бель вью» и не называются. Отрадно, что этот статус помогают поддерживать студенты из отряда охраны природы биофака Харьковского университета. Огромное спасибо ребятам за перманентную уборку мусора на экотропе, иначе не видать бы нам «бель вью»!

Своеобразной и очень уместной «изюминкой» Змиёвщины является этно-ресторан «Доброго Вам здоровья», известный в народе как «Пьяная хата» в связи с оригинальным дизайном (на фото). Говорят, что руку к нему приложил харьковский архитектор и дизайнер Юрий Рынтовт (который «заявляет себя как «временно живущую особь с планеты Земля»), идеолог экологического дизайна. Есть на что посмотреть в этом этно-ресторане, выполненном в гротескно-народном украинском стиле с использованием традиционных материалов: дерева, глины, дёрна, камня, ткани. Тут и оригинальная мебель, и глиняная посуда, и даже давно забытые граненые стаканы. Ресторан пользуется популярностью, сюда почти за 40 км от Харькова стремятся, как правило, «новые украинцы».


Интересно то, что на расстоянии не более километра от «пьяной хаты» (ближе к Змиёву) стоит современный фешенебельный ресторан «Капитан Морган» (на фото). Заметно, что архитектор и хозяин вложили в него немало выдумки, труда и денег. И «продукт» получился впечатляющий, но… Интересный факт: посетителей в «Пьяной хате» было очень много – автостоянка не вмещала «крутые» автомашины всех известных марок, а ресторан «Капитан Морган» был в это время почти пуст. Это ли не объективная оценка тяги посетителей к простым и понятным народным истокам архитектуры и быта?

Для тех, кто не относит себя к категории «новых украинцев», но тоже любит путешествия и устроенный быт, в Коропово наиболее подходит ЛОП «Белое озеро». Мы разместились на ночлег именно в этом чудесном пансионате, полупустом в осеннее время года, и были приятно удивлены условиями проживания, ценами, приветливостью персонала, уютом и покоем. А вечером и рано утром мы даже успели найти несколько грибов в окружающем пансионат сосновом лесу и подышать фитонцидами. Уик-энд удался!

Но не Белым озером единым славится Змиёвщина. На второй день нашего экспресс-путешествия мы побывали в женском Свято-Борисо-Глебском монастыре, расположенном в селе Водяное. Впечатляющая архитектура, чудодейственная икона Нерукотворного Спаса, исцеляющая вода из святого источника, монахини, паломники... Это нужно увидеть и прочувствовать (см. фото)!




Совсем недалеко отсюда – Мерефа и железнодорожная станция Бортки, которая вошла в историю после аварии царского поезда 17 октября 1888 года. Фотографу Алексею Михайловичу Иваницкому за серию репортажей с места аварии великою милостию царя Александра III был подарен небольшой земельний участок с хутором Заячьим. Мы заинтересовались, сохранилась ли построенная в 1914 году усадьба Иваницких, которая была достаточно известным центром культурной жизни Украины и России в начале XX века? Интересно, что влекло сюда Ф. Шаляпина и З. Серебрякову, С. Васильковского и П. Левченко, других не менее знаменитых личностей? Помнят ли об Иваницком наши современники? Какова судьба этого человека и его усадьбы?

«Следствие» показало следующее. Ни жители Змиева, ни обитатели Коропово об Иваницком практически ничего не знают, где расположен бывший хутор Заячий и усадьба – тем более. И не мудрено, ибо сейчас здесь функционирует биостанция Харьковского национального университета и висит табличка «Посторонним в...». Правда, слово «функционирует» не совсем соответствует действительности. Эх, не хватает пока у государства средств ни на культуру, ни на науку! Обидно видеть обветшавшие постройки биостанции, разрушенный летний лекторий. Среди дубов-долгожителей, на крутом берегу Северского Донца вдруг находим то, что было «обителью культуры» почти сто лет назад, – дом Иваницкого. Перед нами – двухэтажное строение на высоком каменном фундаменте, с амфиладами комнат, где когда-то было так уютно многочисленным гостям; с просторной летней верандой, обращенной в сторону реки; с окнами, обрамленными резными деревянными наличниками (см. фото). И всюду – следы разрухи и запустения. И никакой таблички о бывшем владельце!


Трагична не только судьба дома, трагична судьба самого Иваницкого, который ранней весной 1919 года поехал в Крым за женой Анастасией Васильевной и дочерью Ниной, лечившимися близ Мисхора на даче Токмаковых. И пропал без вести. Анне Галиченко и Леониду Абраменко, авторам книги «Под сенью Ай-Петри», удалось установить, что фотограф-художник А.М.Иваницкий был расстрелян чекистами «в порядке проведения Красного террора» в декабре 1920 года в Багреевке, что под Ливадией в Крыму. В одной братской могиле с Иваницким лежат около 6000 человек, в том числе А. П. Багратион (прямой потомок героя войны 1812 года), И. С. Мальцов (основатель Симеиза), С. Шмелев (сын выдающегося русского писателя И. С. Шмелева), А. Н. Разумихин (зять А. Л. Бертье-Делагарда, автора множества краеведческих работ о Крыме), сотни и тысячи представителей отечественной интеллигенции, людей высокообразованных, цвет нашей культуры. Неужели и усадьбу Иваницкого ждет бесславный конец? От таких невесёлых пространственно-временных параллелей становится не по себе. Не всегда познание родного края приносит только положительные эмоции.

Не можем не привести цитату из интервью председателя змиевской районной государственной администрации Владимира Николаевича Калашникова, опубликованного корреспондентом Алексеем Грищенко на сайте информационного агентства «STATUS QUO» 13 января 2004 г.: «Как в районе развивается туризм? Люди стали больше ездить на экскурсии по району. А маршрут такой: посещение часовни «Спасів скит», затем посещение музея в с. Соколово и краеведческого музея (в числе интереснейших экспонатов музея – бивень мамонта). После музеев – посещение электростанции, громада которой впечатляет экскурсантов. Затем туристов везут на природу, в лес, на Северский Донец, где можно прокатиться на катере и посмотреть на самый старый дуб в Европе. Экскурсия называется «Змиївщина – перлина Слобожанщини». Возрождается курортная зона района. У нас расположено 96 баз отдыха. В курортную зону входят с. Лиман, Коробовы Хутора и с. Занки. В с. Боровая открылся новый горнолыжный курорт «Альпийская долина», который расположен в 27 км от Харьковского аэропорта». То есть, с одной стороны, вроде бы туризм на Змиёвщине развивается. Однако о каком внимании к туристической отрасли со стороны местных змиёвских чиновников можно говорить, если: единственную тургостиницу в городе закрыли; великолепнейший краеведческий музей ютится в одном здании со спортивной школой; «историко-культурный центр Левобережной Украины» – дача Иваницких буквально разваливается без надлежащего ухода; местных сувениров нет и в помине; за последние годы не издано ни одной книги по краеведческой тематике, туристического буклета или карты с турмаршрутами; если даже местной газеты в городе купить практически негде?!!

Доживём ли мы до того дня, когда не только председатель змиёвской райгосаминистрации и все власть имущие чиновники, но и местные предприниматели поймут, что только лишь одно создание постоянно-действующего музея «Дача Иваницких» и привлечение туда туристов может принести не меньше политических и материальных дивидендов, чем вся имеющаяся сегодня в районе промышленность и торговля? Будучи идеологами экологического (или, если хотите, эколого-культурного) туризма, мы сегодня видим простые системные пути создания в Змиёве и его окрестностях туристической «мекки» не только Харьковской области, но и всей Украины. Необходимо только желание «на местах», как говаривали в эпоху развитого социализма.

Закончить всё же хочется на оптимистичной ноте. Абсолютно прав был Михаил Саяный: «Зміївський район на сьогоднішній день є одним із наймальовничіших районів Харківщини і по-праву носить назву Харківська Швейцарія. Він також є одним із найбагатіших районів на археологічні, культурні та історичні пам'ятки, а тому є невичерпним джерелом для розвитку туризму...».

Кол. просмотров: (5071)                            Кол. комментариев: (0)

Уважаемые читатели!
Приглашаем принять участие в обсуждении темы, освещенной в статье. Единственная просьба,  не размещать сообщений, которые могут нарушить законы Украины.

Комментариев (0) К статье ЗМИЁВ – ЯЛТА: СВЯЗЬ ВРЕМЁН