Владельцы базы отдыха «Украинская Венеция» в Приморском Килийского района Одесской области Светлана и Евгений Скобликовы пригласили всех заинтересовавшихся курортом и их средством размещения в рекламно-информационный тур. Поездку из Киева организовал вице-президент «BTA Ukraine» (Ассоциация делового туризма Украины) Олег Савран. В туре приняла участие главный редактор «НТБ» Татьяна Козлова. Читайте ее рассказ о посещении «украинской Венеции» – города Вилково, о старообрядчестве местных жителей, отвоевавших у реки землю, о водной прогулке по дельте Дуная, о «0-м» километре и камышовом буме, захлестнувшем придунайскую европровинцию.
Из Приморского Килийского района, где на берегу Черного моря находится база отдыха «Украинская Венеция», мы отправились за 15 км опять-таки в «украинскую Венецию» – город Вилково. За 210 гривен фирма «Вилково-тур» предлагает интересную программу – пешеходную прогулку по старому городу, водное путешествие по Дунаю до нулевого километра, остановку на острове, где расположена турбаза «Зеленый Кут». Там – традиционная уха, чай на целебных травах, дегустация местного вина «Новак» и недавно восстановленное монастырское подворье – небольшая часовня на месте старого монастыря, который некогда существовал на острове.
По дороге я обратила внимание на захоронение с восьмиконечными деревянными крестами, расположенными стройными рядами. Это кладбище старообрядцев. В отличие от православных христиан они ставят крест не со стороны головы, а в ногах усопшего. Откуда в этих местах появились мученики веры, доподлинно знают историки, а я всего лишь приподниму завесу для непосвященных. Во второй половине XVII века в царствование Алексея Михайловича Романова и в патриаршество Никона произошел церковный раскол. Началось с того, что решили исправить богослужебные книги, поскольку при их переводе с греческого на славянский было допущено множество ошибок. Но Патриарх Никон, как это часто бывает, перестарался и ввел нововведения, вызвавшие непонимание и сопротивление последователей старой веры. Так, восьмиконечный крест для поклонения был заменен шестиконечным, а вместо двоеперстного крестного знамения было рекомендовано троеперстие. Тогда и родилось выражение: «Никон упразднил Христа». Ведь двоеперстие складывалось во имя двух естеств во Христе – божественного и человеческого, а троеперстие – во имя Святой Троицы: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». После того как двоеперстие объявили еретическим и начали религиозные преследования, сторонники старых обрядов стали искать пристанище в окраинах Российской империи, в том числе и в Придунавье. Основатель одного из самых многочисленных и сильных старообрядческих толков казак-старовер Фотий Васильев принял в монашестве имя Филиппа. Его последователи отказывались молиться за царя, отвергали ритуалы официальной православной религии. «Филиппоны» (производное от них «пилипоны») через какое-то время и получили наименование «липованы». Постепенно это религиозно-культурное единство, как и название «липоване», стало определением для довольно пестрой массы старообрядцев в Юго-Восточной Европе.
Основание староверами Вилково, имевшее первоначально название село Липованское, относится к середине ХVIII века. Позднее шло заселение этой территории донскими и запорожскими казаками, бежавшими от репрессий после разрушения Запорожской сечи. Их также прельстили вольные земли на самом краю земли. В общем, история основания Вилково – это история исхода из родных мест притесняемого старообрядчества и казачества...
Вполне закономерно, что визитной карточкой здешних мест является памятник первопроходцу – липовану, установленный на площади морвокзала Вилково. Мученик веры и труженик держит в руках традиционный восьмиконечный крест. В чертах его лица угадываются и несгибаемость воли и свободолюбие, и умение противостоять стихиям и жизненным трудностям. Ему предстоит освоить это место, построить дом и начать новую жизнь. А это ой как не просто! Дельта – поросшая тростником и изрезанная мутными протоками бескрайняя заболоченная равнина – зимой продувается всеми ветрами, а летом становится царством комаров. Липоване строили рыбацкие жилища с русскими печами. Такие домики называли «камышовыми». До сих пор многие местные жители живут в таких домах. Говорят, в них зимой тепло, а летом прохладно, там не водятся тараканы, да и экология такого дома благоприятна для человека.
Делали так. Сначала набрасывали в плавнях бугор из ила, затем сооружали остов дома из стволов вербы, переплетали их камышом и веревками, обмазывали илом, добытым из Дуная, и камышом же покрывали крышу. Им же топили и русские печи, высекая огонь кресалом. Жили трудно, дома освещали рыбьим жиром. Защищались от частых разливов Дуная, страдали от жары и пожаров, часто возникавших летом. Для удобства передвижения на лодках расчищали каналы-ерики. Со дна доставали густой вязкий ил. Из него буквально «лепили» грядки огородов, наращивали площади садов. Под щедрым южным солнцем на этой земле неплохо зрели овощи, плодоносили деревья. Правда, создавать все это приходилось не раз и не два: частые половодья смывали наносные нестойкие гребли, а когда Дунай бывал особенно полноводным, земляные дамбы не выдерживали, и вода свободно разгуливала по садам и огородам, а то и разрушала жилища.
Интересно, что поначалу запорожские казаки жили обособленно, не смешиваясь со староверами. В Вилково до сих пор сохранилось территориальное разделение: «липованская» часть города с каналами и мостками находится на воде, а «украинская» – на твердой земле. В остальном же, начиная с 60-х годов прошлого века, произошла ассимиляция, благодаря разрешению вступать в брак членам казацкой и липованской общин. Стали не так строго соблюдаться старинные религиозные обряды. А вот товарищеский уклад жизни липоване сохранили. Если был пожар, общиной за несколько дней построят погорельцам новый дом. На праздники гуляют все вместе, вскладчину.
Повезет туристам, посетившим этот небольшой, с населением 9 тысяч, городок, в дни больших религиозных праздников. Тогда мир старообрядцев проявляется сильнее.
Можно поприсутствовать на службе в старообрядческом храме Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь, в отличие от Украинской Православной Церкви, служба проводится днем, а не ночью. Удастся увидеть бородатых мужчин в рубашках навыпуск, обязательно подпоясанных (понятным становится смысл слова «распоясавшийся»). На Пасху одеянием женщин становится обязательный для таких случаев наряд – сарафан. Еще одна характерная деталь – так называемые лестовки. Это своеобразные четки, которые встречаются только у старообрядцев.
Вообще-то в Вилково – три храма. О самом известном я только что упомянула. Переживший эпоху безвременья и не один пожар, он сейчас радует своим благолепием.
Купола второго староверческого храма Св. Николая-Чудотворца участники тура увидели, когда плыли по Дунаю. А третье культовое сооружение – церковь Святого Николая – «никонианской» или официально православной веры находится в центре, возле автовокзала.
В остальном же, посторонний человек, заглянувший в Вилково на пару дней, может просто не заметить особенностей уникального, постепенно исчезающего мира. Но если пойти в историко-краеведческий музей Бессарабии, как сделали это участники информационно-рекламного тура, то в мозгу складывается целостная картина старообрядчества этого бессарабского городка и прошлого Бессарабии. Расположен музей в самом центре Вилково, в простом по архитектуре здании Дома рыбака. Основателем и директором музея является местный художник Александр Шаронов, картины которого здесь представлены. Он же проводит экскурсии.
Первые экспонаты – две греческие амфоры и турецкий казан – появились 15 мая 2002 года. Затем залы пополнились экспонатами, приобретенными Александром за средства от обмена и продажи своих картин, подаренными людьми, радеющими за сохранение культурного и исторического наследия края. Самый древний датируется V веком до н. э., много икон, предметов быта старообрядцев (лапти из тростника, рыбацкие снасти, самовары, утюги) и других народов (анты, готы, греки, скифы, римляне, турки и др.), проживавших на территории Бессарабии. Каждая культура оставила свой след в традициях, архитектуре, укладе и местном диалекте. Например, одна из особенностей вилковской архитектуры – пирамидальная крыша из красной черепицы. Ее называют «румынской», так как производили в то время, когда бессарабская земля была под румынами.
После посещения музея мы отправились в сторону Белгородского канала – главной водной артерии города. Иными словами, пошли гулять по старой, водной части Вилково. Как я уже упоминала, именно здесь селились староверы. Было любопытно, насколько необычным покажется увиденное. И в самом деле, впечатлило. Дома построены на искусственных островах из ила, вместо улиц – каналы, которые называют «ерики», а вместо тротуаров – деревянные «кладки». Они выручают, когда из-за проливных дождей Дунай выйдет из берегов.
Ерик – канал, вдоль которого тянутся деревянные настилы. По ерикам местные жители передвигаются на лодках. В дома попадают как по этим настилам, так и на лодках, которые заводят прямо во дворы. Вода в ериках никогда не застаивается, обновляясь постоянными приливами-отливами. Говорят, что в старом Вилково дети управляют лодками раньше, чем умеют ходить. Не иначе, таланты на генетическом уровне. Маленькое Вилково славилось своими умельцами, в первую очередь, моряками и рыбаками буквально с момента заселения. В начале XIX века купцы из Германии, Австрии, Польши, России и Румынии ежегодно вывозили из Вилково до 320 000 кг красной рыбы, 12 800 кг черной икры и более 200 бочек уже тогда знаменитой дунайской сельди, способ приготовления которой считался самым лучшим.
В прошлом веке в городе были созданы и работали 4 рыболовецкие артели и рыбоперерабатывающий завод. Он был единственным предприятием в Советском Союзе, выпускающим сельдь специального баночного посола типа пресервов. Этот уникальный продукт получил всемирную известность, был отмечен золотыми медалями на многих международных выставках – в Брюсселе, Осаке, Лейпциге. Письма-заказы на эту сельдь приходили из разных уголков земного шара с коротким адресом: «Советский Союз. Вилково на Дунае».
Сейчас ничего нет. Так сказать, издержки «назалежности» Украины. Зато, как и раньше, лодки почти у каждого дома. Для прокорма семей. Рыба в устье не перевелась, она разнообразна, надо только уметь ее добывать.
Впрочем, лодки нужны не только для рыбалки. Это «рабочие лошадки» для перевозки дров, урожая, домашних животных и утвари. Плавсредства не такие, как мы привыкли видеть на Днепре, Днестре, Волге... Вилковская лодка своеобразна и самобытна. Ее создают по всем канонам старинного ремесла. Носовая ее часть острая, борта к центру становятся пологими. Вся подводная часть отличается почти идеальной обтекаемостью. Такая лодка при движении не находит на волну, не раздвигает ее, а разрезает, что позволяет, как говорят рыбаки, не тянуть за собой воду. Лодка очень легка на ходу и даже с грузом довольно скоро идет против течения. Устойчивая на крутой волне за счет приподнятого носа и высоких бортов, лодка обладает отличными мореходными свойствами. Это сделано для того, чтобы в низовьях Дуная, где речная волна сталкивается с морской и образуется ломанная амплитуда движения воды, лодку не захлестывало.
На каждой лодке – номер. Регистрация личного водного транспорта необходима, так как огороды вилковцев находятся в плавнях – островах в дельте Дуная, а это – приграничная территория.
Наша пешеходная экскурсия под названием «Город на воде», включающая в себя осмотр старой части Вилково, водных улочек, мостиков, закончилась. Впереди – не менее интересное продолжение туристического дня: водная прогулка на катере в дельту Дуная, высадка на острове на «0 КМ Дуная», экскурсия по заповедному взморью, экологическая тропа Дунайского биосферного заповедника, а также посещение островной стоянки «Зеленый Кут», где обещают пикник с рыбацкой ухой, рыбой и соусом «Саламур».
Уважаемые читатели!
Приглашаем принять участие в обсуждении темы, освещенной в статье. Единственная просьба, не размещать сообщений, которые могут нарушить законы Украины.