Окончание. Начало «Удивительное Белогорье: Кырк-Азиз». «Удивительное Белогорье: «Холодная гора». Налюбовавшись на фазанов и фиолетово-красные дельфиниумо-маковые поля, мы направились к месту следующей экскурсии - городу Белогорску. Нас ожидало также посещение Белой скалы и осмотр Суворовского дуба.  

"/>
Получать новости на E-mail
Статьи и интервью (1166)
22.06.2012
Автор: Наталия Корнилова, Юрий Расин, корр. «НТБ» в Крыму; Фото авторов
Размер шрифта

Версия для печати

УДИВИТЕЛЬНОЕ БЕЛОГОРЬЕ: ГОРОД БЕЛОГОРСК, БЕЛАЯ СКАЛА, СУВОРОВСКИЙ ДУБ

Окончание. Начало «Удивительное Белогорье: Кырк-Азиз». «Удивительное Белогорье: Холодная гора». Налюбовавшись на фазанов и фиолетово-красные дельфиниумо-маковые поля, мы направились к месту следующей экскурсии - городу Белогорску. Нас ожидало также посещение Белой скалы и осмотр Суворовского дуба.

Глава 3. Белогорск – город на Черной реке под Белой скалой
До 1944 г. Белогорск назывался Карасубаза́р (т.е. Рынок на Карасу). Сейчас это центр Белогорского района, расположенный на реке Биюк-Карасу (тюрк. биюк – большой, кара су – черная вода, т.е. выходящая из-под земли), в 42 км к востоку от столицы Крыма - Симферополя. Через Белогорск проходит дорога, соединяющая Симферополь с восточным Крымом (Судаком, Феодосией, Керчью).

Последний раз мы были в Белогорске ещё в 90-х годах прошлого века. Было интересно увидеть и прочувствовать, как трансформировался город. Увы, Белогорск почти не изменился с тех пор. Разве что рекламы стало больше, появился ряд новых усадеб да городской сквер в центре города возле развалин Таш-Хана расчистили и привели в порядок. Это было первое впечатление, а потом пришла мысль: ну и хорошо, что не изменился! Здесь, на кривых средневековых улочках и в тихих уютных двориках, будто остановилось время, а старые дома под черепицей-татаркой создают неповторимый колорит ушедших эпох!

 

Первое упоминание о городе относится к XIII веку. В период позднего средневековья, благодаря удобному географическому положению, Карасубазар стал крупным транзитным пунктом на караванных путях, ведших из степных районов к морским портам - в Гёзлев (ныне — Евпатория) и Кефе (ныне — Феодосия). Тогда шла активная торговля с Константинополем и городами Кавказа, при этом торговали преимущественно продуктами животноводства – бараньим салом, овечьей шерстью, смушками, кожей, сафьяновыми изделиями, а также хлебом, виноградом, орехами и вином. Иноземные купцы привозили оружие, одежду, лошадей.

Во времена Крымского ханства город был центром владений знатного рода Ширин. Несколько раз в 1624, 1628, 1630, 1675 годах город подвергался разорению запорожскими казаками. В 1736 году, после сожжения тогдашней столицы Крыма - Бахчисарая - российскими войсками во главе с Минихом, Карасубазар стал резиденцией хана Фетиха II Герая, однако уже через год город был сожжён армией генерала Дугласа. В том же году российские войска покинули Крым, жители вернулись в Карасубазар, но город уже так и не оправился от разорения.

Посетивший Крым в XVIII веке Иоганн Тунманн, говоря о городе, отмечал в своей книге «Крымское ханство»: «Карасу, или Карабазар, один из самых больших городов Крыма, лежит в долине, в очень приятной местности. Большой Карасу течет через середину города. Город принадлежит калга-султану. Греки называли его прежде «Маврон Кастрон», в начале четырнадцатого столетия францисканцы имели здесь монастырь. В 1737 году он был взят русскими. Большая часть жителей — армяне, греки и евреи, но живут здесь также татары и турки».

В Крымском ханстве Карасубазар стал экономическим центром полуострова и достиг своего расцвета. Раскинувшийся по берегам реки Биюк-Карасу город стал средоточием ремесленных промыслов - кожевенного, ювелирного, кузнечного, производства медной посуды и торговли хлебом, виноградом, вином, оружием, одеждой, лошадьми и невольниками.

По сведениям турецкого путешественника Эвлия Челеби, в городе в то время было 28 мечетей, 4 обители дервишей, 5 медресе, 8 мектебе, 8 гостиниц для купцов, 7 гостиниц для ремесленников, 4 бани, 1140 лавок, 10 кофеен, 40 бузахане, 8 деревянных мостов и 100 водяных мельниц. Особенно выделялась своей красотой ханская мечеть «Хан-Джами». Были две бани - «Биюк Хамам» и «Кучук Хамам». Они служили своеобразным местом общения жителей города. Сюда стекались многочисленные торговые караваны, свозившие товар со всего света. Через Карасубазар проходила дорога Великого шелкового пути. Центром торговли в городе были «ханы» - караван-сараи. Караван-сараев было к XVII веку восемь. Здесь же был рынок, где продавались невольники, захваченные во время военных походов. В 1666 году Челеби писал, что нет страшнее зрелища, чем невольничьи рынки: «детей отрывают от матерей, жён от мужей и никогда они больше не встретятся, и вой стоит над миром, и свист кнутов». Невольников откармливали, парили в банях, намазывали ароматными маслами и пытались выторговать за них как можно больше денег. Сильных мужчин кастрировали и отправляли на галеры, девушек продавали в гаремы, женщин – использовали как кормилиц, а из маленьких детей воспитывали безжалостных воинов. С невольничьего рынка рабов отправляли в Кафу (Феодосию) и Судак, ехали они также в Турцию, Геную, Венецию, Египет. С 1620 по 1622 год в Карасубазаре жил на положении пленника Богдан Хмельницкий, который попал в плен в битве под Цецерой и был продан мурзе Ярусу.

В самом центре Белогорска и по сей день сохранились руины огромного укрепленного караван-сарая Таш-Хан (Каменный двор или Каменный дворец), возведенного в XIII-XIV вв. К сожалению, частично сохранились только ворота и часть прилегающей к ним стены. В древности мощные стены с бойницами окружали просторный двор, купцы размещались в деревянных постройках вдоль северной и восточной стены. У Эвлия Челеби есть такое описание Таш-Хана: «огромное представительство в 400 шагов. Это красивая крепость, сложенная из камня, мощная и крепкая. Здесь есть двое железных ворот. Внутри имеется источник живой воды. Комнат внешних и внутренних в двух этажах насчитывается 120. Со всех четырех сторон имеются бойницы, а на четырех углах — большие башни, подобные караульным башням. В случае осады этот большой хан может оказаться прочнее крепости. В этом хане проживают сказочно богатые купцы из всех семи климатов». Сейчас здание караван-сарая Таш-Хан – памятник архитектуры национального значения. Интересен перевод надписи на настенной табличке Таш-Хана: «Асаф Даур Сефер Гази мудрый господин с помощью науки разума завершил постройку этого здания».

В 1778 году 30 тысяч христиан было вывезено из Крыма в Россию. Татары лишились своего основного товара – невольников, и сами массово бежали отсюда в Турцию. А Крым заселяли военнослужащими. Переезжали сюда калеки с фронта и даже целые полки, а также беглые крепостные, которым давалась здесь вольная. Переселялись сюда и немцы, которых при этом освобождали на 10 лет от уплаты налогов и на 100 лет - от воинской повинности.

8 апреля 1783 года, в соответствие с манифестом Екатерины II, Крым вошел в состав Российской империи. 10 июня 1783 года князь Потемкин принял присягу на верность России от крымской знати. По распоряжению князя Карасубазар стал административным центром полуострова и был им до конца 1784 г. Здесь было сформировано земское правительство Крыма во главе с наместником Карасубазара Ширинским беем Магмет-Пашей и графом Василием Каховским. К концу XVIII века в Карасубазаре жило 3 тысячи человек. Жители города занимались ремеслом и торговлей. Особенно было развито кожевенное и сафьяновое производство.

После присоединения Крыма к России князь Потёмкин искал место для столицы Крыма. Одним из вариантов был Карасубазар, ныне Белогорск. Однако, исходя из военно-стратегических принципов, предпочтение было отдано Симферополю. Так город на длительный период оказался «за чертой истории».

В 1787 году в Карасубазаре побывала Екатерина II. Она провела два дня в «дорожном дворце», специально построенном для нее у места слияния двух рек: Биюк-Карасу и Танасу. Одноэтажное здание дворца до сих пор стоит на окраине Белогорска, но по горькой иронии судьбы используется оно вовсе не по-царски. Сейчас там тублечебница, основной контингент которой – бывшие зэки. Sic transit gloria mundi! (Так проходит мирская слава).

В конце XVIII - начале XIX веков в Карасубазаре были построены христианские храмы: Никольский, Ильинский и армяно-католический. Во время Крымской войны (1854-56 гг.) в городе были развернуты несколько госпиталей, где лечили раненых. За время войны сюда было перевезено около трех тысяч солдат и офицеров.

В XIX в и первой половине XX в. Карасубазар был главным центром крымчаков, но во время немецкой оккупации всё крымчакское население было уничтожено гитлеровцами. С 1 ноября 1941 г. по 13 апреля 1944 г. город находился под оккупацией германских войск. В 1944 г., после изгнания гитлеровцев, из Карасубазара были депортированы крымские татары, греки, армяне, болгары. С 14 декабря 1944 года Карасубазар переименовали в Белогорск, а на место выселенных горожан стали приезжать переселенцы из России и Украины. Вот такой круговорот народов Крыма!

Честно говоря, такого ярко выраженного чередования белых и черных полос в истории (в стиле Black & White), таких взлетов и падений познал не каждый крымский город. Белогорск-Карасубазар прошел трудный и нелегкий путь от экономического центра Крыма, фактически его столицы, до небольшого районного центра. Сегодня руководство   Белогорского района не безосновательно считает, что развитие туризма в регионе позволит вернуть городу его былую славу и популярность, будет способствовать возрождению Белогорья и формированию широкой «белой полосы».

Обо всем этом можно, наверно, узнать в Белогорском историко-краеведческом музее. Для того, чтобы будущие посетители музея не оказались, как мы, перед закрытыми дверьми, приведем расписание работы этого учреждения:
Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота – с 8.00 до 17.00, прием посетителей в эти дни с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 16.00.
Выходные дни – четверг и воскресенье. Последний день каждого месяца – санитарный.

В Белогорске можно не только побывать в музее, посетить руины средневекового караван-сарая, но и купить самобытные сувениры. Здесь мы увидели оригинальные изделия золотошвеи Велиляевой Мумине; вышивки-картины и украшения из бисера участников народной студии декоративно-прикладного творчества «Ажур» (г. Белогорск). Если в вашей коллекции до сих пор еще нет звонких глиняных свистулек, веселых керамических осликов, точеных деревянных ваз, бус, подставочек, татарских трубок (деревянных, почти метровых, со специальными глиняными наконечниками) и пр., и пр., то вам прямая дорога в Белогорск, к Таш-Хану. Наш намётанный глаз из множества предлагаемых сувениров выделил керамику Рустема Скибина – известного симферопольского мастера. Его расписные тарелки просто сияли красотой, лучились добротой на весь небольшой рыночек. К сожалению, не все сувениры были нами осмотрены, изучены и опробованы, не все куплены, но время поджимало: нас уже заждалась Белая скала. 

Белая скала. Вокруг Белогорска есть целый ряд достопримечательностей и аттракций. Это и каньон Кок-Асан, интересный Черемисовским каскадом водопадов и хорошо проработанными эворзионными котлами высверливания (выбитыми энергичными водотоками), так называемыми «ваннами молодости». Рядом со старым шоссе Белогорск — Приветное, на четырнадцатом километре от города, археологами обнаружены хорошо сохранившиеся «таврские ящики»— погребения эпохи бронзы, удивительно напоминающие кавказские дольмены.

Но Белая скала (Ак-Кая) – безусловно, главная ландшафтная доминанта, давшая современное название городу. Она безмолвно денно и нощно нависает над долиной, садами, городом, как бы охраняя эту землю и живущих на ней людей. Глаз так и притягивают её удивительно грациозные формы в меняющемся в течение суток освещении. Удивительный это памятник природы — скала Ак-Кая! Вертикальная скалистая стена белого цвета возвышается над долиной реки Биюк-Карасу. Высота над уровнем моря составляет 325 м, перепад высот между долиной и вершиной скалы — 100 м. 

В 1960-х—70-х у северного подножия скалы, под каменным навесом были раскопаны два десятка стоянок первобытного человека мустьерской эпохи. Здесь было найдено большое количество кремниевых остроконечников, ножей, скребел. Возле древних очагов обнаружены скопища костных остатков вымершей фауны Крыма: мамонта, пещерного медведя, гигантского и благородного оленя, сайгака, первобытный бык, дикой лошади, осла и др. Впервые в Крыму именно в урочище Ак-Кая был найден обломок черепа взрослого неандертальца. Все это говорит о том, что район Ак-Каи был издавна благоприятным для проживания человека: здесь много естественных гротов и каменных навесов, кристальная речная вода, многочисленные месторождения кремния, обилие диких животных. Жертвами так называемой загонной охоты становились гигантские мамонты, целые стада сайгаков, диких лошадей и ослов. Спасаясь от людей, животные бежали к обрыву куэсты и, оказавшись в западне, становились легкой добычей охотников. Как нам с юмором рассказывал в свое время В.Г. Ена, горячо любимый преподаватель геофака Симферопольского университета, «первобытные люди охотились на Белой скале гонением и пуганием». Только побывав на Ак-Кае, можно понять глубинный смысл этого, казалось бы, веселого высказывания.

В пещере у подножия Белой скалы в первых веках нашей эры жили сарматы. Нижняя пещера Боб— это грот посередине западной отвесной стены, где были обнаружены особые родовые знаки — сарматские тамги. Эти знаки высекались в камне для утверждения права владения данной территорией. Предполагают, что некогда нижняя пещера представляла собой святилище — древний храм. Верхняя труднодоступная пещера — Алтын-Тешик («Золотая Нора») расположена на высоте 52 м. Она «обросла» массой легенд, по одной из которых пещера была некогда логовом змея-оборотня, а потаенный лаз из нее тянулся чуть ли не до самой Феодосии. По другой легенде, здесь был спрятан сундук с золотом, который, пока так и не нашли. Оригинален «подвиг» безвестного украинского туриста, оставившего на практически недоступном потолке грота «жизнеутверждающую» надпись: «Неможливих речей немає!». До сих пор специалисты, исследующие грот, ломают голову над тем, как можно было в принципе подобраться к высокому своду, да еще с учетом того, что пол грота имеет очень крутой уклон, лестницу там не поставишь, по выгнутой стене вверх не поднимешься. И в самом деле поверишь, что ничего невозможного в жизни нет!

Но вернемся к древней истории. Массив Ак-Кая и его окрестности оказались сосредоточием основных памятников скифской культуры. На плато расположено множество скифских курганов (по отдельным данным – около 70!). Между 280—260 гг. до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших из-за Дона, и столица скифов была перенесена в Крым. По последним данным, она находилась в городище Ак-Кая на окраине села Вишенное, Белогорского района, на котором ведутся раскопки с 2006 г. По результатам сравнений планов раскопок с аэрофотосъемкой и съемкой из космоса было определено, что найден большой город с крепостью, существовавший на два столетия раньше, чем Неаполь Скифский. «Необычные размеры крепости, мощь и характер оборонительных сооружений, расположение неподалеку от Белой скалы групп „царских“ скифских курганов, — все это говорит о том, что крепость Ак-Кая обладала столичным, царским статусом», — считает руководитель экспедиции Ю. Зайцев.

В средневековье у подножия скалы жил предводитель богатейшего татарского рода Ширин. Глава рода избирался на Белой скале. Ак-Кая служила местом своеобразного крымского «вече» — именно тут собирались мурзы, недовольные крымским ханом. Согласно легенде, бывал на вершине Белой скалы и Богдан Хмельницкий. У него на глазах со скалы сбрасывали пленников, чтобы гетьман не мешкал с выкупом и видел, какая судьба может его ожидать. И именно на плато Белой скалы 10 июня 1783 года собранные князем Потёмкиным представители крымской знати принесли присягу на верность России. Григорий Потёмкин не зря выбрал это место, ибо понимал – клятва, произнесённая здесь, не может быть нарушена.

Единственный в своем роде ландшафт окрестностей Ак-Каи, где граничат горы и степь, привлекает сюда не только туристов, но и кинематографистов. Недаром Белую скалу называют «диким Западом на востоке Крыма»! Здесь проходили съёмки фильмов: «Человек с бульвара Капуцинов», «Мустанг-иноходец», «Вождь краснокожих», Мираж, «Чиполлино», «Вооружён и очень опасен», «Короли и капуста», «Лобо», «Менялы», «Чудная долина», «Всадник без головы», «Подземелье ведьм», «Побег на край света», «Код апокалипсиса» и др.

Дух захватывает, когда стоишь на вершине Ак-Каи! Взору открываются бескрайние фруктовые сады предгорья и горная гряда на юге с перевалом Каллистон (с греческого - «прекрасный»), что лежит между двумя конусовидными горами Хриколь (1036 м) и Шуври (1015 м). Отсюда видны бескрайние степные просторы с древними курганами на севере. Живым морем переливается степной ковыль, доносятся крики стрижей и ястребов, соорудивших гнезда на неприступных обрывах. А какой воздух!

C 1981 г. Ак-Кая является памятником природы республиканского значения. Здесь же на базе существующего памятника культурного наследия «Археологический комплекс на плато Ак-Кая» крымские власти задумали создать новую туристическую диковинку — археологический парк «Ак-Кая». Кроме самого городища «Белая скала» на 100 гектарах территории Вишенского и Васильевского сельсоветов для туристов подготовят еще полтора десятка главных объектов показа. Среди них — античные Царские курганы Беш-Оба, Сары-Кая, Ак-Кая, пещерное святилище под селом Вишенное, два грота с наскальными изображениями в скале, стоянки эпохи верхнего и среднего палеолита. Словом, будет на что посмотреть. Приезжайте, не пожалеете!

Суворовский дуб, или «Четыре брата». Параллельно реке Биюк-Карасу мимо Ак-Каи проходит дорога на пгт. Нижнегорский. Первое село по этой дороге после Белогорска — Яблочное. Долина Биюк-Карасу издавна славилась своими яблоневыми садами. Чтобы увеличить площади под фруктовыми садами, в 70-е годы ХХ века спрямленные русла рек отводили к краям долин. Не избежала такой судьбы и Биюк-Карасу. На дне плодородной долины, где когда-то шумели пойменные дубравы, посадили обширный яблоневый сад, не тронув, однако, многовековой дуб черешчатый. К слову сказать, теперь значительная часть яблоневого сада вырублена, а дуб как стоял, так и стоит!

Как утверждают дендрологи, возраст этого патриарха крымского леса около 800 лет, высота его достигает 18 метров, обхват ствола у основания составляет 12 метров. Чтобы обнять дерево, нужно не менее десяти человек, что с восторгом проверили и мы. В народе иногда этот дуб называют «Четыре брата», так как от нижней части его ствола отходят четыре толстые ветви, образующие раскидистую крону – около 40 метров в диаметре. Глядя на этого исполина, понимаешь, почему говорят: «крепкий, как дуб». Трудно даже представить, что когда-то такие деревья составляли пойменные дубравы в Крыму, а в районе современного Севастополя приходилось даже вырубать в таких дубравах просеки, «чтобы море хоть немного видно было с суши».

За уникальность дуб получил статус памятника природы местного значения и известен официально под именем Суворовский. Как гласит легенда, именно под этим дубом стоял лагерь Александра Васильевича Суворова. В марте 1777 года в этих окрестностях десятитысячная русская армия наголову разбила сорокатысячную армию турецких янычар. В тени этого дуба А. В. Суворов вел переговоры, а затем принял капитуляцию от посланника турецкого султана. В краеведческой литературе это событие описывается так: «Зная, что у русских всего 10 тысяч войска против 40 тысяч янычар, турецкий посланник вытащил из кармана горсть семян мака, раскрыл ладонь и гордо заявил, что как Суворову не сосчитать всех маковых зерен, так не победить ему турецкую армию. Прославленный полководец на эти слова вынул из кармана стручок красного перца, заложил его между указательным и средним пальцами и в таком виде показал: «Накось, выкуси». Посланник, вернувшись в турецкую ставку, уверил всех, что бояться русских ввиду их малочисленности не стоит. Вид же А. Суворова, несмотря на то, что слава о его победах разнеслась далеко, оставил у него впечатление как о тщедушном полковнике. Поутру турки собирались дать победный бой. Однако полководец не стал медлить и в тот же день, начав военные действия, благодаря всего одному маневру окружил противника. Конница Девлет-Гирея отступила в горы, а турецкие войска — в Кафу (ныне Феодосия). Дуб, под которым, по преданию, великий военачальник вел переговоры, стал своеобразным памятником истории». Вполне возможно, что дерево сохранилось благодаря великому полководцу, которого почитали и в советское время.

Александр Суворов провел на полуострове около двух лет. В 1950 году к 150-летию со дня смерти прославленного полководца в центре нынешнего Белогорска установили памятник А.В.Суворову. А могучий дуб в Яблочном стоит и поныне, несмотря на то, что в Великую Отечественную войну его пытались взорвать квартировавшие здесь румынские солдаты. У жителей Белогорского района даже бытует пословица: «Кто под Суворовским дубом не бывал, тот крымского царя лесов не видал». А мы видели и вам рекомендуем. Воистину Белогорский район Крыма неисчерпаем! 

Кол. просмотров: (8280)                            Кол. комментариев: (1)

Уважаемые читатели!
Приглашаем принять участие в обсуждении темы, освещенной в статье. Единственная просьба,  не размещать сообщений, которые могут нарушить законы Украины.

Комментариев (1) К статье УДИВИТЕЛЬНОЕ БЕЛОГОРЬЕ: ГОРОД БЕЛОГОРСК, БЕЛАЯ СКАЛА, СУВОРОВСКИЙ ДУБ
  • 1.
    Комов
    04.07.2012
    Хорошая подборка материала. Было бы не плохо упомянуть пер. Алакат-Богаз, коли говорим о пер. Калистон. И р. Бурульча, не менее знаменита, чем Кара-Су, и фундаменты "Длинных стен" и "Шайтан-Капу", и таврские ящики и историю о крымских чаирах, благо Л.П. Симиренко оставил нам свой великий труд: "Крымское промышленное плодоводство", и конечно же немного новейшей истории - о сафари-парке (парке львов) О. Зубкова. А зная Олега, как неуемного фантазера, я не удивлюсь, если здесь в ближайшее время он не начнется новый проект, который привлечет в удивительный край - Белогорье тысячи туристов. Есть над чем поработать. Но думаю, что будет лучше, если любящие и знающие эту пока не познанную "глубинку" Крыма напишут "пару строк" об этом удивительном уголке Крыма. Ответить
  • Страницы:
  • 1
  • Предыдущая
  • Следующая