В ХАШИМИТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ ИЛИ ИОРДАНИЯ КАК ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ. Продолжение
Продолжаем знакомить профессионалов турбизнеса Украины и потенциальных туристов с туристическими возможностями страны, название которой дала река Иордан, в которой Иоанн Креститель окрестил Иисуса.
Иордания изобилует природными достопримечательностями и археологическими находками. Однако даже для такого богатого дарами истории и природы королевства, крупнейшим самоцветом в его короне является Петра. Это поистине бесценное сокровище, прославившее восточное государство на весь мир. Древняя Петра находится в 260 км к югу от Аммана и в 4 км от Вади Муса, небольшого городка в пустыне. Неповторимость этого загадочного места по-своему передают сотни путешественников, исследователей и писателей. Его называют городом «красным, как роза», «древним, как время», «городом мертвых», «розовым миражом»… Все эти характеристики близки к истине. Но краткого емкого определения, которое могло бы объяснить наверняка, что же все-таки заставляет задерживать дыхание при взгляде на величественные храмы, высеченные в скалах, до сих пор не найдено.
Возможно, тайна? Швейцарский путешественник Йоган Буркхадт слышал о легендарной столице набатеев, живших в южной Иордании более 2 тысяч лет назад. Но где находится древний город, достоверно не знал никто. Собрав воедино разрозненные сведения, европеец решился на рискованную экспедицию. Прибыв в августе 1812 г. в небольшое селение Вади Муса, он выдал себя за мусульманина, желающего принести жертву на могиле пророка Аарона. Местный проводник привел его в узкое двухкилометровое ущелье, в конце которого взгляду предстал тщательно оберегаемый от иноверцев таинственный город. Тот ли? В своем секретном дневнике путешественник написал: «Вполне вероятно, что руины Вади Муса представляют собой не что иное, как останки античной Петры». Как оказалось, интуиция швейцарского путешественника не подвела.
Возможно, богатство? Набатеи – поначалу кочевые племена – осели в этих местах, так как здесь пролегали основные караванные пути из Китая, Индии, Аравии в Египет и средиземноморские страны. Со своих многочисленных военных постов набатеи осуществляли наблюдение и контроль за движением идущих по пустыне караванов, груженных индийскими пряностями и шелками, шкурами животных и слоновьей костью из Африки. В их действиях не было рэкета. Дань взималась за сопровождение и защиту караванов от нападения. За эти несколько веков столица набатеев превратилась в центр высокоразвитой культуры, образования, инженерии и зодчества. До наших времен сохранились остатки разветвленной и рассчитанной на перепад высот системы каналов и дамб.
Возможно, труднодоступность? Самих жителей от врагов защищало месторасположение. Город находится в самом центре скалы, дорога к которой скрыта в ущелье (местное название сик), образовавшемся в результате доисторического землетрясения.
Шаг за шагом продвигаясь между отвесных стен, возносящихся на 90-метровую высоту и пытаясь прочесть надписи на древних языках, вырубленные в извилистых слоях известняка, вы начинаете думать, что заблудились, и вам век не выбраться из узкого километрового лабиринта. Но скалы расступаются, ущелье заканчивается – и вот она, Петра!
Вашему взгляду открывается настоящая поэма в розовом камне – знаменитый скальный храм-мавзолей «Сокровищница фараона». Изумительные колонны гигантского двухэтажного фасада храма, ныне известного как Аль-Хазне, впечатаны в громаду скалы как раз напротив отворенного зева сика. Высота храма равняется 39 метрам, ширина – 28. Верхний этаж не имеет прохода вовнутрь. Прямоугольники ниш некогда были полностью порожними, пока в последующие времена по прихоти вечно сменяющихся владык в них не выбили фигуры античных богов. Если вам покажется, что вы уже где-то видели возносящийся ввысь монумент, это не дежавю. Он заснят в финальных кадрах популярной киноэпопеи Стивена Спилберга «Индиана Джонс».
Аль-Хазне утром и ночью
Огромное сооружение Сокровища, которое открывается вашему взору при выходе из ущелья, использовалось в ритуальных целях как усыпальница. Неоспоримое доказательство этому – отсутствие вентиляции в помещении. Совет новичкам. Не вглядывайтесь слишком пристально в фасад Сокровища. Вы все равно не разберетесь в хитросплетениях его линий. Лучше сфотографируйте его три раза. Утром он будет серый, в сумерках – оранжевый, а ночью получится на снимке розовым.
Именно сокровища, вознесшие Петру на вершину благополучия, стали причиной ее конца. В 1 ст. н. э. богатство города с его 20-тысячным населением распалило зависть Рима, и жадная империя поглотила Набатейское царство. Как обычно бывает, захватчики не принесли территориям процветания. Были открыты более легкие морские пути на Восток, и сухопутная торговля пряностями сошла на нет. Сменившие римлян византийцы, арабы, крестоносцы, частые землетрясения «добивают» город. Местные жители уходят, в вырубленных в скалах храмах, пещерах и мавзолеях селятся бедуины… С большим трудом властям Иордании в 1984 году удалось переселить «детей пустыни» в другое место. Но, не лишенные коммерческой жилки, они выторговали у чиновников право на обслуживание туристов верблюжьим, лошадиным и ослиным «такси», продажу сувениров.
Сегодня Петра открыта для пилигримов, и сродни Иерусалиму, стала вожделенным местом, где побывали, побывают или же мечтают побывать миллионы людей со всего мира. Поэтому этот объект – крупнейший и неиссякаемый источник поступления средств в казну от въездного туризма. Таким образом, Петра восстанавливает статус-кво. До того, как затеряться в песках, она являлась туристическим городом. Из «Естественной истории» следует, что отправлявшимся от Персидского залива караванам, навьюченным драгоценными пряностями, неделями приходилось мужественно переносить суровые условия Аравийской пустыни, пока они не достигали прохлады узкого каньона Сик, ведущего в Петру. Там путешественники находили пищу, кров и прохладную живительную воду. Туристический бизнес жителей города был очень прибыльным, потому что кроме платы за жилье и за корм для верблюдов, требовались подарки для охранников, привратников, служителей храма и слуг царя.
Помимо Сокровища, которое, несомненно, является примой среди сотен строений, храмов, гробниц, купален Петры, стоит осмотреть древний театр на 3 тысячи мест. Его форма заметно подпорчена землетрясением: каменные скамьи и сама сцена внизу как бы поплыли. Театр построен в 1 веке нашей эры почти одновременно с громадой монастыря Аль Дейр, а также величественным надгробным сооружением в римском стиле, называемым Дворцом-Надгробьем.
До монастыря Дейр ведут 800 ступенек. Если вы найдете в себе силы взобраться по ним, будете полностью вознаграждены – отсюда открывается потрясающий вид на Петру, в том числе усыпальницу Аарона, брата Моисея, благодаря которой нашелся затерянный город. Она сооружена уже в ХIII веке султаном Мамлюком на вершине одной из здешних гор. Помимо этих сооружений на территории древнего города есть и другие многочисленные монументальные храмы и гробницы, усыпальницы и праздничные залы, а также водные каналы и резервуары, бани, культовые сооружения, торговые лавки, общественные здания и мощеные улицы высечены в скалах необычного розового цвета. Чтобы осмотреть Петру, может хватить одного дня. Но трудиться надо от рассвета до заката. А когда совсем стемнеет, можно посетить ночной Аль-Хазне, у подножия которого горят свечи и ткет свои песни местный «лирнык».
Вид сверху из церкви
От автора. В 2007 году некрополь древнего государства набатеев, основанный более 4 тысяч лет назад и включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, вошел в список Новых чудес света по версии Би-Би-Си. Рассудив, что данный факт увеличит интерес к уникальному памятнику истории и культуры со стороны туристов, власти стали повышать цены на вход в этот туристический объект. Как я уже упоминала в предыдущих публикациях, в Иордании, в частности, в Петре, я была 7 лет назад. Прекрасно помню, что тогда билет в Петру стоил 20 динаров. В 2008-м цену повысили до 30 динаров. С ноября 2010 г. за 1-, 2-, 3- дневный билет запрашивают 50, 55, 60 динаров соответственно. Но это еще не «потолок». Для иностранных туристов, приехавших в Иорданию на однодневную экскурсию без ночевок в стране, билет на однодневное посещение стал стоить 90 динаров, что соответствует 130 долларам. Понятно стремление заставить туристов спать в прилегающем к Петре маленьком поселке Вади Муса в целях повышения рентабельности работы местных отелей, в том числе высококатегорийных, известных мировых брендов. Однако данный шаг нельзя назвать эффективным. Он негативно сказался на имидже направления, вызвав критику со стороны зарубежной туристической общественности, и привел к снижению турпотока однодневных туристов по стране: с 1,7 миллиона человек в 2011 г. до 1,3 миллиона в 2012. В первую очередь пострадала легендарная Петра, в которой побывали лишь 361 503 экскурсанта, что на 7% меньше, чем за тот же период годом ранее. Еще более плачевно смотрится статистика в сравнении с 2008 годом, когда количество экскурсантов самой знаменитой достопримечательности достигло 800 тысяч человек.
Кстати, в 2011-ом году подорожала также иорданская виза, оформляемая на границе, а именно 20 динаров, а не 10. В то время как, например, ближайший сосед Иордании Израиль для граждан бывших стран СНГ ввел безвизовый режим.
Понимаю, что в Иорданию меня пригласили не для критики, а исключительно с целью продвижения страны. Но, возможно, мои выкладки подвигнут туристическую администрацию вспомнить об эффекте карусели и оптимизировать цену на вход в Петру. А также критически подойдут к некоторые другим нововведениям. К примеру, не станут привязывать к цене билета доплату за лошадей (конную прогулку). Ведь, как показал опыт, многие посетители даже не понимают, что эта услуга ими уже оплачена, и они могут беспрепятственно ее получить. Особенно в период высокого сезона, когда «рабочих лошадок» на всех не хватает. Кому нужна повозка, осел или верблюд, заплатят дополнительно.
Думаю, не прослыву оригинальной, если выскажу распространенное в туристической среде мнение. Повышенные цены за «проход» к историческим памятникам – удел бедных коррумпированных стран. Почему, скажем, Лувр не требует за билет 200 евро, а всего лишь 9 (девять)? Почему вход на египетские пирамиды стоит 50 фунтов (8 долларов)? Почему вход в потрясающий дворец Алхамбра в Гранаде стоит всего 7 евро? А ведь объекты раскрученные... Думаю, не открою Америку, заявив, что ни в одной стране мира культурно-исторический потенциал не является источником значительных доходов. Тот факт, что, несмотря на уменьшение числа гостей, турбизнес Иордании смог получить заметную прибыль, объясняется ростом турпотоков из Ливии и Йемена: состоятельные путешественники из этих стран все чаще приезжают в Иорданию на лечение. Именно оздоровление на морях и горячих источниках, оказываемые медицинские и СПА-услуги – это беспроигрышные направления, способные привлечь в страну платежеспособную публику. Мое видение богатого туристического будущего Иордании состоит в том, что стране предстоит работать над привлекательным восприятием гражданами планеты Земля возможностей ее рекреационно-оздоровительного туризма.
Продолжение следует
Автор предложенного читателям цикла статей благодарит управление по туризму Хашимитского Королевства Иордании в России (JTB) за организацию поездки группы журналистов ведущих туристических изданий и телеканалов Украины в Иорданию.
Уважаемые читатели!
Приглашаем принять участие в обсуждении темы, освещенной в статье. Единственная просьба, не размещать сообщений, которые могут нарушить законы Украины.