Получать новости на E-mail
Статьи и интервью (1166)
01.09.2010
Автор: Юрий Григорьевич Расин, Наталия Викторовна Корнилова; фото авторов
Журнал «Новости турбизнеса», №9 (155), 2010
Размер шрифта

Версия для печати

ДОЛГО БУДЕТ КАPЕЛИЯ СНИТЬСЯ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Что среднестатистический украинец знает о Карелии? Думаем, что совсем немногое. Люди старшего поколения вспомнят, что Карелия – это территория где-то далеко в Российской Федерации, не доезжая Мурманска, и там была зимняя война с бело-финами в 1939-1940 годах. Возможно, кто-то вспомнит легко запоминающиеся строчки из песни советских времён: «Долго будет Каpелия сниться, будут сниться с этих поp остpоконечных елей pесницы над голубыми глазами озеp». Наиболее продвинутые вспомнят название «Кижи» – уникальный музей-заповедник северного деревянного зодчества. А молодые украинцы, кроме тех немногих, кто увлечён сплавом по рекам и обязательно сплавлялся хоть по одной из карельских рек, и вовсе не смогут ответить на вопрос о том, что они знают о Карелии. А зря. Наши корреспонденты убедились, что Карелия – это уникальная земля, имеющая многовековую историю и красивую природу, насыщенная объектами культурного наследия, раскрывающая свои тайны пытливому путешественнику. Предлагаем вниманию читателей их рассказ.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Для начала – текст песни «Карелия» (автор текста В. Гин, композитор А. Колкер):

В pазных кpаях оставляем мы сеpдца частицу,
В памяти беpежно, беpежно, беpежно встpечи хpаня.
Вот и тепеpь мы никак не могли не влюбиться,
Как не любить несpавненные эти кpая.
Припев.
Долго будет Каpелия сниться,
Будут сниться с этих поp
Остpоконечных елей pесницы
Над голубыми глазами озеp.
Белая ночь опустилась безмолвно на скалы,
Светится белая, белая, белая ночь напpолет.
И не понять, то ли небо в озеро упало,
И не понять, то ли озеpо в небе плывет.
Припев.

Каемся, наши знания о Карелии до поездки были не намного обширнее, чем содержание этой песни, ну разве на самую малость… А теперь!!!

ГОРОД ПЕТРОЗАВОДСК

Добирались мы до города Петрозаводска – столицы Карелии – на скором поезде № 240 «Симферополь – Мурманск» Октябрьской железной дороги России. Ходит этот поезд только в период с мая по сентябрь. Ехать пришлось чуть более двух суток (две ночи). Не знаем, насколько комфортно было ехать в купейном вагоне, а в нашем плацкартном – очень жарко. На улице – конец июля. Температура воздуха +35 градусов, а в вагоне – все +50! Кондиционеры не работали. Окна не открывались. Мы чувствовали себя, как на сковородке. Любезная проводница откровенно ответила на наше возмущение: «Если я включу кондиционер, то он будет гонять горячий воздух. Думаете, вам будет легче?». Но мы терпели, так как об этой поездке мечтали почти год! В ход пошли все имеющиеся жидкости и обёртывания мокрым полотенцем. Вот это сервис, вот так усиление туристических связей между дружественными государствами! Мы ещё не знали, что на обратном пути температура наружного воздуха поднимется до +40 градусов, а дым от пожаров на торфяниках будет мучить нас почти от Ладейного поля до Курска!

На всех немногочисленных остановках шустрые местные жители подносили к вагонам холодные напитки и мороженое по космическим ценам. Пассажиры чертыхались, но выкладывали денежки. Ничего не поделаешь – бизнес! Очень потешили нашу национальную гордость украинская таможня и пограничники, которые быстро и корректно пропустили поезд через границу под Харьковом. Зато неприятно удивили их российские коллеги на границе в Белгороде. Процедура прохождения российской границы была более длительной и менее приятной. Таможенники ходили по вагонам с огромными папками «чёрных» списков и тщательно проверяли каждую фамилию – не является ли имярек персоной нон-грата. Грустно было видеть хрупкие фигурки русских женщин-таможенников и пограничников, сгибающихся под тяжестью толстенных «чёрных» списков граждан Украины. Немногочисленные украинские граждане заполняли бессмысленно-формальные статистические талоны, фривольно именуемые в народе «иммиграционками». Но всё как-то обошлось, и нас впустили в Россию. Большое спасибо.

В Петрозаводск прибыли ранним утром. Город встретил приятной прохладой и окутал особой атмосферой неспешности, практического отсутствия суеты. Для этого города характерно господство аккуратных пятиэтажек, обилие просторных парков и скверов, чистота, достаточно хорошие дороги, умеренность в наружной рекламе, отсутствие бомжей, беспризорных животных, рыночной торговли и надоевших в Крыму заборов вокруг очередных «родовых имений». Чувствуется, что город небольшой, уютный, удобный и для самих горожан, и для гостей.

Петрозаводск имеет более чем 300-летнюю историю, он появился на карте одновременно с Санкт-Петербургом. Мы узнали, что город был основан на берегу реки Лососинка в 1703 г., когда Пётр I заложил Петровский завод. Основание Петрозаводска было связано с русско-шведской войной. Петр I воевал со Швецией за выход к Балтийскому морю, а для успешных военных действий Петру были необходимы корабли и оружие. При Петровском заводе возникла слобода – поселение для мастеровых и инженеров. Эта Петровская слобода позднее и была преобразована в город Петрозаводск. После смерти Петра его заводы были закрыты.

Новый подъем металлургии начался здесь в годы правления Екатерины II. В 1774 г. в Петровской слободе был основан Александровский пушечный завод. Вместе с филиалами он создал систему Олонецких горных заводов. Петрозаводск получил статус города в 1777 г. по указу Екатерины II.

В 1918 г. в городе установили Советскую власть, после этого он начал развиваться, строиться и переступил свои старые границы. Так Петрозаводск постоянно рос и развивался, пока не наступила Великая Отечественная война. 1 октября 1941 года финны захватили Петрозаводск, переименовали все улицы города, изменили и само название города: Яанислинна (Онегоград). 28 июня 1944 года Петрозаводск был освобождён.

После войны разрушенный при отступлении Красной Армии и заново отстроенный финнами город был освобожден. Сегодня город Петрозаводск – столица Республики Карелия, крупный промышленный, туристический, научный и культурный центр Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Его территория составляет примерно 121 кв. км, население – 266 156 человек (на 01.01.2005 г.). Город лежит на берегу Онежского озера (или Онего) – второго по величине пресного водоема Европы, уступающему лишь Байкалу, и занимает выгодное географическое и геополитическое положение. По системе каналов город имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Каспийское и Черное моря. Через Петрозаводск проходит автомагистраль Москва – Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск.

Онежское озеро вытянуто с северо-запада на юго-восток на 290 км и имеет максимальную ширину 82 км. Многочисленные заливы, мысы и острова делают берега Онего очень живописными. Удивительные по своей чистоте воды озера богаты рыбой и представляют большой интерес для любителей рыбалки. Их ждет разнообразная добыча: судак (до 10 кг), лосось (до 16 кг), щука (до 20 кг). Прекрасные места для стоянки, уха из пойманной рыбы, беседы у костра – вот ради чего стоит сюда вырваться из суеты и однообразия повседневности!

Онежское озеро – популярное место среди туристов и яхтсменов. Каждый год здесь проводится Всероссийская парусная регата крейсерных яхт «Онего», периодически проходит фестиваль деревянных судов «Голубое Онего».

Современные путеводители советуют туристам в Петрозаводске посетить краеведческий музей и музей изобразительных искусств, и конечно, набережную. Примерно так мы и сделали после короткого знакомства с городом и его архитектурой. Мы с удовольствием прогулялись по просторной Онежской набережной, побывали на старинных площадях Петрозаводска – Круглой и Соборной, посетили восстановленный Губернаторский сад, Собор Александра Невского и, конечно, музеи. Первым был Музей изобразительных искусств Республики Карелия, созданный 1960 г. и относящийся к числу молодых художественных музеев Российской Федерации. Он расположен в старинном здании конца XVIII века в центре города. Здесь в бывшей мужской гимназии в середине XIX века учился выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов.

Основу музейного собрания составили произведения живописи, скульптуры, графики, народного и декоративно-прикладного искусства. В собрании музея представлены произведения прославленных русских художников Ф.С. Рокотова, Ф.И. Шубина, И.К. Айвазовского, И.Н. Крамского, В.Е. Маковского, И И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, К.А. Коровина и др. В состав коллекции вошли также картины А.А. Рылова, Н.М. Чернышева, П.П. Кончаловского, А.А. Осмеркина, В.В. Рождественского, Н.М. Ромадина, Н.И. Андронова, В.Е. Попкова, Е.Е. Моисеенко, В.И. Тюленева, Я.И. Крестовского, 3.П. Аршакуни, скульптуры С. Т. Коненкова и другие произведения известных современных художников. Особое место в музейном собрании занимает искусство ленинградского художника М. П. Цыбасова (ученика П.Н. Филонова), творческий путь которого в 30-е годы ХХ в. был тесно связан с Карелией.

Отдельный раздел коллекции составляют произведения, созданные по мотивам Карело-финского эпоса «Калевала». Богата и разнообразна коллекция изобразительного искусства республики Карелия. В собрании Музея широко представлено творчество В. Н. Попова, С. X. Юнтунена, Л. Ф. Ланкинена, Г. А. Стройка, И. В. Черных, К. А. Буторова, А. И. Авдышева, А. Ф. Козлова, Б. Н. Поморцева, Е. К. Пеховой, Т. Г. Юфы, В. С. Чекмасова, М. И. Юфа, Э. А. Акулова, Л. К. Давидяна и других известных карельских художников.

С 1961 г. сотрудники музея вели на территории Карелии активную собирательскую работу. Собрана и атрибутирована уникальная коллекция древнерусской живописи XV—XVIII веков, предметов народного искусства Карелии: вышивки, художественного творчества, резьбы и росписи по дереву, изделий из бересты и т. д. В течение года музей посещают более 60 тысяч человек, в нем проводится свыше 1000 экскурсий.

Постоянная экспозиция музея включает следующие разделы:
• Древняя иконопись Карелии XV-XIX вв.;
• Народное и декоративно-прикладное искусство Карелии;
• Карельское искусство XX века;
• Русское искусство XVIII-нач. XX века;
• Отечественное искусство XX века;
• Западно-европейское искусство.

Особой популярностью пользуется выставка «Императрица Мария Федоровна – художник и коллекционер». Это выставка уникальных работ с монограммой М.Ф. – императрицы Марии Федоровны – матери последнего российского императора Николая II, супруги царя Александра III.

Цена билетов в музей составляет: взрослые – 30-60 руб., пенсионеры – 20-40 руб., школьники – 10-30 руб., иностранные граждане – 200 руб. (т.е. 50 грн.). Экскурсионное обслуживание оплачивается отдельно.

К услугам посетителей музея: экскурсии, аудиогид (русский, английский, финский), мастер-классы, просмотр фильмов, фото- и видеосъемка. Нас в этом музее поразило то, что здесь широко используются мультимедийные средства. Хотите фильм о творчестве конкретного художника, об особенностях русской иконописи, об основных течениях Западно-европейского искусства – пожалуйста. Мы воспользовались плодами прогресса и с огромным удовольствием просмотрели небольшой фильм о художнике В. С. Чекмасове.

Аудиогид расскажет вам на трех языках подробно о любом музейном экспонате. А в кассе музея можно купить и CD-диски, и книги, и сувениры.

Музей изобразительных искусств Республики Карелия открыт ежедневно с 10 до 18 часов (кроме понедельника).
Адрес: г. Петрозаводск, пр. К. Маркса, д. 8, тел.: 78-37-13, 78-40-03; e-mail: pictures@sampo.ru. Сайт музея: artmuseum.karelia.ru.

Не менее интересным оказался и Карельский государственный краеведческий музей, который был основан в 1871г. и является одним из старейших музейных учреждений Северо-запада России. Музей работает в историческом центре г. Петрозаводска в зданиях архитектурного ансамбля Круглой площади (XVIII в.). Музейное собрание (160 тыс. предметов) представляет природу, археологию, историю края и Петрозаводска, традиционную культуру русских, карел, вепсов.

Современная экспозиции музея включает следующие разделы: «На пороге древнего мироздания» (экспозиционное исследование первобытной духовной культуры на примере петроглифов – памятников наскального искусства), «Калеватар» (интерпретация всемирно известной поэмы «Калевала», созданной на основе эпических песен карел), «Полет на высоте 300 лет» (выставка-путешествие в историю Петрозаводска), «Животный мир Карелии». К 300-летнему юбилею Петрозаводска музей открыл для публики интерьер парадного зала дома губернатора середины XIX века. В составе музея – археологический отдел, ресурсно-информационный центр «Петроглифы Карелии», методический центр для музеев республики, реставрационный центр и др. Музей имеет филиалы: музей истории первого российского курорта «Марциальные воды» и Шелтозерский вепсский этнографический музей.

Адрес музея: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Ленина, 1. Телефон: (8142) 76-9479.

Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 17.30, кроме понедельника. Второе воскресенье каждого месяца – день бесплатного посещения.

Входная плата: Взрослый - 12 руб., школьный - 4 руб., студенческий - 8 руб., иностранные туристы - 50 руб. (т.е. 12.5 грн.) С экскурсией стоимость билетов - 80, 40, 60 и 160 руб. соответственно.

Интернет: www.museum.ru/M1235 – официальная страница Карельский государственный краеведческий музей – W224, официальный сайт kgkm.karelia.ru/ . Коллекции из фондов Карельского государственного краеведческого музея – W1180 catalog.karelia.ru ; эл. почта: infokgkm@yandex.ru.

О художественной галерее «Дом куклы» мы случайно узнали из туристических проспектов и сразу решили обязательно попасть туда. Наша мечта сбылась, и вот мы рядом с музеем кукол, расположенным на набережной Ла-Рошель в первом этаже панельного пятиэтажного жилого дома. Да, да, именно так. Ведь французский город Ла-Рошель – побратим Петрозаводска.

«Дом куклы» – это частная художественная галерея им. Татьяны Калининой, где представлена уникальная коллекция кукол этого известного карельского мастера и ее учеников: кижские домовые, лешие, русалки. Туристы здесь могут отвести душу и накупить в качестве сувениров и домовят, и волшебных щук, и гномиков, и ангелочков, и даже чеширских котов. От обилия оберегов, солярных знаков, свистулек, колокольчиков глаза разбегаются. Вряд ли кто-то уйдет отсюда без карельского сувенира. А дети вообще готовы остаться жить в этом замечательном кукольно-игрушечном царстве.

Помимо «кукольной» экспозиции, в «Доме куклы» представлен самобытный проект «Шепот камней» петрозаводского художника Егора Кукушкина – историческая реконструкция, в которой заимствованные из наскальных рисунков изображения зверей, птиц, людей предстают в виде интерьерных картин, различных по форме и содержанию арт-объектов.

Адрес художественной галереи «Дом куклы»: г. Петрозаводск, набережная Ла-Рошель, 13, тел.: (8142) 78-30-62, www.kukla.karelia.ru, domkukol@list.ru. Работает ежедневно: 12.00-17.00. Выходные: воскресенье и понедельник. Директор галереи Бабаева Мария, моб. тел.: +78 921-702-59-55.

В своих прогулках по городу Петрозаводску мы практически случайно наткнулись на Центр традиционных ремёсел. Он расположен в небольшом одноэтажном здании, типичном для старинной деревянной городской архитектуры Карелии. В Центре традиционных ремёсел проводятся экскурсии, мастер-классы и выставки. В двух залах были представлены выставки, посвящённые Заонежской вышивке и уникальному карельскому минералу – шунгиту. В продаже широчайший ассортимент авторских сувениров из Карелии. В музее постоянно действуют курсы: вышивка, вязание, батик, лоскут, макраме берестоплетение, гобелен, живопись, ткачество, бисероплетение, обработка шерсти, керамика, обработка кожи, резьба по дереву, роспись по дереву, вышивка лентами, кройка и шитье, войлоковаляние, авторская кукла, коклюшки, национальный костюм, художественное стекло.

Тут мы узнали, что искусство вышивания в Заонежье – это один из ярчайших феноменов традиционной крестьянско-бытовой культуры края. Вышивка была одним из самых любимых и распространённых женских ремёсел. Для неё не требовались сложные приспособления, а холст, нитки, иглы, пяла были в каждом крестьянском доме. В Заонежье вышивали, как правило, льняными, а со второй половины XIX века – бумажными нитками. Расцветка северной вышивки очень строгая: белым по красному (кумачу), красным по белому или белым по белому. Белый (серый) цвет – цвет невинности и чистоты. Символически красный цвет обозначал небесный огонь и связывался с образом солнца. Уже в XII веке Карелия входила в состав новгородских земель. В традиции орнаментирования тканей вышивкой прослеживается взаимосвязь культур русского и карельского народов. Это характеризуется общностью технических приемов и взаимопроникновением изобразительных мотивов. Традиционно вышивками украшали женские и девичьи головные уборы, рубахи, полотенца, края простыней или подзоры к кроватям, иногда «ширинки» (своего рода салфетки). Вышивки на изделиях имели четко определенное расположение. Находясь обычно на краях, концах изделий или на их конструктивных частях, они придавали завершенность, своего рода замкнутость предметам, как бы выделяя их из окружающей среды. Многие вышитые предметы имели ритуальное значение. В свадебной обрядности они являлись вещественными доказательствами умений, трудолюбия невесты. В заонежской вышивке преобладал растительный орнамент, часто комбинированный с изображениями птиц, животных, геометрическими элементами.

Одним из самых любимых мотивов заонежской вышивки являлось ДРЕВО ЖИЗНИ. В разных вариантах древо встречается на полотенцах и подолах женских рубах, причудливо соединяясь с изображением женских фигур или стилизованных цветов. Одним из основных мотивов заонежской вышивки является изображение солнца. Местные вышивальщицы чаще всего его изображали в три розетки. Это символ пробуждения, оживляю природу. К древним мотивам относится огненная колесница, трансформировавшаяся в геральдического двуглавого орла, известного на Руси ещё со времён Византии. Заонежский орел чаще всего изображается в окружении птиц. Кони, птицы, олени, которые часто изображались в вышивке, – это знаки добра, счастья, благополучия. Особый круг мотивов составляют образы животных и птиц южного происхождения - павлины, львы-барсы. Эти образы, малопонятные, часто трактовались по-своему. Павлины нередко напоминали и лесных птиц, а барсы – коней. Образ заонежской птицы-павы иконографически связан с образом павы в северно-русской вышивке – с поднятым крылом и хвостом в виде большого горизонтального пера. Лев-барс несёт в себе все признаки, присущие этому образу в его северно¬русском варианте: устрашающе раскрытая пасть, царственно поднятая лапа, процветший хвост.

Повосхищавшись традиционными вышивками, узнав, что такое минерал шунгит и какими полезными свойствами он обладает, мы не удержались и накупили очередную партию карельских сувениров. Вход в Центр традиционных ремёсел абсолютно свободный, что приятно удивляет всех туристов.

Адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, 13, т/ф: (814 2) 78-30-62,
http://develop.karelia.ru, www.kareliancraft.com.
E-mail: center@kareliancraft.com.

БЕЛОМОРСКИЕ ПЕТРОГЛИФЫ

Первым нашим продолжительным путешествием по Карелии было посещение места находки знаменитых петроглифов недалеко от города Беломорск. Беломорские петроглифы (Бесовы следки) открыл еще в 1926 г. карельский этнограф и писатель А. Линевский. Вблизи города Беломорска, напротив деревни Выгостров, на острове Шойрукша он обнаружил скалу «Бесовы следки» – скалу с более чем 300 наскальными изображениями, высеченными примерно 4-5 тыс. лет назад. Петроглиф – с древнегреческого значит резьба на скале (petra – скала, glyphe – резьба). Задолго до появления письменности люди нашли способ отражать мысли с помощью изображений на скалах. Рисунки наносили на камень краской. Их называют «писаницами» или «наскальной живописью». Также выбивали фигуры с помощью каменного или металлического инструмента.

Составляя маршрут нашего путешествия, мы планировали посетить урочище Залавруга и самим прикоснуться к древним петроглифам. Новая Залавруга была открыта спустя 27 лет, 5 сентября 1963 года археологической экспедицией под руководством Юрия Александровича Савватеева буквально рядом со Старой Залавругой. Эта площадка в 200 квадратных метров была скрыта под слоем почвы. Сама природа сберегла рисунки древности до наших дней. Всего здесь было найдено более 1000 изображений. Расчищенная на всей площади Залавруга превратилась в прекрасный музейный объект под открытым небом. Новая Залавруга включает 26 групп рисунков, рассредоточенных на значительной территории. Это целая галерея наскальных изображений, о существовании которой долгое время никто не подозревал.

Самой крупной является сцена зимней охоты на лосей по насту. В центральной части полотна расположено несколько небольших композиций, главными действующими лицами которых являются люди – пешие, идущие на лыжах, плывущие в лодках. Не раз показаны следы зверей и людей – пеших или лыжников. На правом краю полотна – еще одна впечатляющая композиция отличной сохранности: охота на морского зверя – белуху или даже кита. Все полотно очень хорошей сохранности. Рисунки (их 121) занимают лишь среднюю, лучшую часть уступа и тянутся на протяжении 7 метров, раздвигаясь в ширину до 3 метров. Здесь на площади 20 квадратных метров не менее десятка композиций. Они не повторяются, даже если посвящены одной теме. Попадаются и необычные сцены: лыжник, стреляющий из лука в зверя, сидящего на дереве; пеший охотник, настигающий оленя, почему-то опрокинутого на спину (возможно, убитого). Мотив войны, враждебных столкновений и поединков в петроглифах встречается не часто.

Чуть подальше от всех фигур уникальное изображение единственного человека в «фас». Ученые называют эту фигурку «пляшущим человечком» и отводят ему роль шамана. В деревне Выгостров есть легенда, что если прикоснуться к «пляшущему человечку» и попросить что-нибудь, шаман обязательно исполнит просьбу. Естественно, что мы тоже на всякий случай прикоснулись к «белому шаману», как его ещё называют, и попросили… Но, это – наша тайна. Потрясающее ощущение – касаться рисунков, сделанных человеком 4-5 тыс. лет назад!

Существует множество версий, о том, с какой целью древний резчик делал эти многочисленные рисунки. Возможно, это некое святилище, где совершались магические и промысловые обряды, языческие ритуалы, приношения в жертву, посвящения в охотники, выбор шамана или казнь врагов и предателей. А может, это древняя библиотека и мы имеем возможность прочитать здесь первоисточники по охоте на диких животных, увлекательные рассказы о жизни людей каменного века. А может быть, это философия первобытных людей, которые изобразили мир таким, каким он был в их представлении и видении.

ГОРОД КЕМЬ И ПОСЕЛОК РАБОЧЕОСТРОВСК

Следующим пунктом нашего путешествия был город Кемь. Помните в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» упоминается Кемская волость?

Кемь — город (с 1785 г.) в Карелии, административный центр Кемского района. Дословно означает «Большая река». Население – всего 13,2 тыс. чел. Расположен на реке Кемь, около места её впадения в Белое море, в 434 км от Петрозаводска. Город Кемь был построен на месте острога, сыгравшего важную роль в защите Поморья от шведов и норвежских викингов. Впервые Кемь упоминается в XIV веке. В XV веке Кемь была волостью посадницы Великого Новгорода Марфы Борецкой и в 1450 г. была ею подарена Соловецкому монастырю. В 1579 и 1580 гг. финляндцы («каянские немцы») сделали опустошительный набег на Кемь; соловецкий воевода Озеров и многие стрельцы были убиты, но воевода Аничков разбил и прогнал каянцев. В 1590 г. шведы разорили Кемскую волость. В 1591 г. вся волость, с Муезерским морем, крестьянами, варницами и промыслами, была отдана Соловецкому монастырю, который в 1657 г. выстроил здесь 2-этажный острог и вооружил его пищалями и пушками.

До XX века Кемь –уездный город Архангельской губернии. В 20-30 годы ХХ в. в Кеми находился пересыльный пункт Соловецкого лагеря Особого назначении (СЛОН), через который прошли десятки тысяч ни в чем не повинных людей. Вот слова очевидца: «Два десятка деревянных бараков, оплетенных колючей проволокой. Это – "Кемперпункт", самое проклятое мeсто на всем земном шарe - Кемский Пересыльный Пункт, откуда заключенных развозили по всему «СЛОН'у» – Соловецкому Лагерю Принудительных Работ Особого Назначения. А лагерь этот раскинулся от Петрозаводска до Мурманска. На самый остров Соловки попадают только особо опасные и важные преступники...».

Город Кемь нам посмотреть толком не удалось: был уже поздний вечер, а впереди нас ждали Соловецкие острова. Мы галопом проскочили мимо замечательных кемских архитектурных шедевров северного деревянного зодчества: Успенского собора постройки 1717 г. и часовни Успенского собора, созданной в XVII в.

Поздней ночью мы прибыли в посёлок Рабочеостровск, который нас просто поразил. Во-первых, оказывается, он построен на … опилках! На протяжении многих лет работы деревообрабатывающей промышленности (как утверждают старожилы – еще со времен Петра I опилки из экономии никуда не вывозились, а тоннами ссыпались в залив Белого моря. И сегодня многие поселковые постройки стоят на опилках. Особенно это хорошо заметно на беломорском берегу, где обнажается значительный по толщине, практически многометровый слой опилок.

Во-вторых, здесь снимался фильм «Остров», который несколько лет назад стал заметным явлением в российском кинематографе. Кажется, что еще мгновение, и по досчатой мостовой монах-отшельник повезет очередную тачку с углем. Поневоле чувствуешь себя паломником, приехавшим сюда за тридевять земель и ожидающим чуда исцеления и просветления.

В-третьих, в Рабочеостровске туриста неожиданно встречает ЦИВИЛИЗАЦИЯ со всеми ее благами: гостиничным комплексом с приветливым персоналом, горячей водой, канализацией, спутниковым ТВ, рестораном, стоянками автотранспорта, сувенирными магазинами, мобильной связью и т.п. Отъехав почти на 500 км к северу от Петрозаводска, мы уже начали было думать, что здесь вокруг – только густые леса, болота да небольшие поселочки. А тут – и многочисленные двухэтажные автобусы с седовласыми туристами из Финляндии, и немецкие туристы на байках, и охотники с собаками, и группы паломников. Туристическая жизнь в Кемской волости кипит! Именно отсюда мы планировали отплыть на Соловецкие острова...

Кол. просмотров: (2940)                            Кол. комментариев: (0)

Уважаемые читатели!
Приглашаем принять участие в обсуждении темы, освещенной в статье. Единственная просьба,  не размещать сообщений, которые могут нарушить законы Украины.

Комментариев (0) К статье ДОЛГО БУДЕТ КАPЕЛИЯ СНИТЬСЯ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ