Продолжение материала «ВИЛКОВО – Липованский уголок Украины».
В предыдущей публикации я рассказала об уникальном городке Вилково, расположенном на самом краю Украины среди плавней, воды и тростника. 260 лет назад его основали староверы-раскольники и вольнолюбивые казаки, бежавшие сюда с Дона, Слобожанщины и Запорожской Сечи. Поначалу поселение называлось Липованское, а нынешнее Вилково (от слова вилка) закрепилось с подачи казаков. Ведь именно здесь Килийский рукав Дуная делится на множество рукавов, кутов, саг, образуя специфическую вилку. Если быть точным, городок стоит на стыке трех рукавов: Старостамбульского, Очаковского и Белгородского.
Не будучи на местности, разобраться в хитросплетениях великой реки мудрено. В голове проясняется лишь после того, как сопоставишь увиденное с картой. И это несмотря на то, что мое поколение хорошо знает песню «Венок Дуная» в исполнении Эдиты Пьехи. Помните: «Вышла мадьярка на берег Дуная, бросила в воду цветок…», ну, и дальнейший расклад по странам, где протекает «река дружбы». Хотя сегодня, руководствуясь новыми геополитическими реалиями, Дунай все чаще называют «символом европейской интеграции».
Река, уступающая по протяженности лишь Волге, берет начало с горного массива Шварцвальд (Германия, земля Баден-Вюртемберг), что в переводе с немецкого означает «Черный лес» и нанизывает на свое русло территории 10 государств. В нижнем течении Дунай, разветвляясь, образует обширную, прорезанную густой сетью проток, болотистую дельту длиной с запада на восток 75 км и шириной с севера на юг 65 км. В Черное море Дунай впадает с территорий двух стран: Украины и Румынии тремя основными гирлами: Килийским (северным), Георгиевским (южным) и расположенным между ними Сулинским гирлом.
В границах территории Украины – Килийское гирло. Оно создаёт так называемую Килийскую дельту (см. карту), которая является наиболее быстротечной частью дельты Дуная. Большая часть дельты Дуная покрыта плавнями – это второй по площади массив этого ландшафта в Европе (уступает только плавням в дельте Волги). В дельте Дуная и расположен Дунайский биосферный заповедник.
Участникам информационно-рекламного тура очень повезло, что сопровождать группу во время тура согласилась научный сотрудник Дунайского биосферного заповедника НАНУ Татьяна Балацкая.
Благодаря ее профессионализму, экскурсия на прогулочном судне к символическому нулевому километру («0» км) оказалась захватывающей. Лично я впитывала все сказанное Татьяной, как губка, не переставая удивляться емкости ее познаний. Искренняя благодарность!
Увлекательное путешествие началось с морвокзала Вилково, где на причале нашу группу ждали две большие крытые тентами лодки. Причал находится на 19 километре Дуная. В отличие от всех остальных судоходных рек, на которых нумерация километров идёт от истока, на Дунае километры считают от устья. Иными словами, до символического «0» км, т.е. места, где река впадает в Черное море, нам предстояло преодолеть 19 км водной глади. И столько же обратно. А вообще-то расстояние от нулевой отметки до истока Дуная в Шварцвальде составляет 2845 километров. Килийский рукав – самая полноводная ветвь Дуная. Длина его – 98 километров, ширина – от 280 до 1200 метров, глубина – от 5 до 35 метров. Дунай – самая мутная среди крупных рек Европы. Поэтическое название «голубой Дунай» можно отнести только к его альпийским притокам. А в устье взвешенные частицы илистых грунтов придают дунайской воде желтовато-коричневый цвет.
Только отдали швартовы, видим, в нашем направлении бежит женщина с корзиной. Ба, да это же тетя Паша с вином! Ее появлению предшествовало следующее событие. Походили мы немножко по местному рынку в поисках чего-то такого… Ну, в общем, чего у нас нет. Наслышанная об оригинальном вкусе местного домашнего вина под названием «Новак», я стала пробовать все предлагаемое на продажу. Сказать, что была разочарована, слишком мягко. «Кисляк» низкого пошиба. Устав от безнадеги, эмоционально объяснила своим попутчикам, почему ухожу с пустыми руками, хотя вина на прилавках много. В разговор вмешалась услышавшая разговор местная жительница, которая сказала: «Я поняла, чего вы хотите. У меня есть. Пойдемте, я недалеко живу». Ну, во-первых, время поджимало, во-вторых, где гарантии, что у нее именно то? Я отказалась, а вот баба Паша, так назвалась женщина, подсуетилась и пулей метнулась за товаром. И действительно, ее вино оказалось качественным! После моей дегустации четыре 1,5 литровых бутылки стоимостью 20 грн. каждая вмиг обрели своих владельцев.
Мы заказали еще, и баба Паша принесла вино к нашему возвращению. Но вот продавала его желающим уже не по 20, а по 25 грн. Спрос рождает цену. Так что, если будете в тех краях, берите вино у бабы Паши. Она живет неподалеку от морвокзала, и ее все знают.
Наконец, лодка отчаливает от берега. Увлекательный рассказ Татьяны начался с того, что дунайская дельта является самым уникальным и неповторимым местом в Европе по богатству животного и растительного мира и занимает по их видовому разнообразию третье место в мире. Второй факт порадовал еще больше. Оказывается, площадь Килийского гирла за полтора века увеличилась более чем в четыре раза. На картах, изданных всего двадцать лет тому назад, нет никаких упоминаний о земле южнее острова Лебединка, а сегодня, отделенный от Лебединки неглубокой протокой, в дельте Дуная растет еще один островок, самый молодой участок суши в Европе. Остров этот назвали Новой Землей. Иначе говоря, быстрое течение Дуная, под напором которого отступает море, намывает Украине новые территории. По этой причине не существует точной карты дельты Дуная. Конфигурация островов постоянно меняется – где-то часть суши смывает, где-то наоборот, наносит ила, на котором начинает расти тростник, а затем и другие растения.
Еще один немаловажный факт, объясняющий, почему, несмотря на все попытки журналистов сделать «сенсацию» на новостях о возможном наводнении этого региона, водного катаклизма, как в Германии, Чехии, Венгрии, здесь не было. Да и быть не могло по той простой причине, что в дельте Дуная нет препятствий для движения воды. В дельте она растекается, т. е. распространяется в ширину, а не в высоту. Подняться уровень воды мог лишь в том случае, если бы прошли ну-у очень сильные проливные дожди. Причем, лить они должны идти не переставая не меньше недели не только в Одесской области, но еще и захватить всю Румынию, Молдову, Западную Украину… А в довесок к проливным дождям должен постоянно дуть «поджимной» восточный или северо-восточный ветер, обеспечивающий нагон морской воды и торможение дунайской. Словом, злым силам надо очень сильно постараться, чтобы «насолить» людям, живущим в дельте Дуная.
По Килийскому гирлу проходит граница между Украиной и Румынией. Свидетельства приграничной зоны – встретившаяся на нашем пути мотолодка с погранцами. В свое время и плавни, и город Вилково были закрыты для посещения. Попасть сюда могли только близкие родственники местных жителей, командированные да военные. Сегодня «украинская Венеция» открыта для всех.
Сначала мы прошли по каналу с названием Анкудиново гирло. Это довольно-таки широкий канал между островами, на которых попадаются жилые дома. Сейчас большинство жителей Вилково перебрались в город либо вообще уехали в другие места. Дома же на островах используются под дачи, для рыбалки. К деревянным причалам привязаны весельные деревянные лодки. Вскоре заселенные острова закончились, и мы вошли в зону строгой охраны заповедника. Пейзаж здесь сильно изменился. По обе стороны Анкудинова гирла теперь возвышались зеленые заросли камыша. И именно тут мы впервые увидели заповедных птиц.
- Смотрите, вон там за камышами! – воскликнул кто-то из нас.
Малодоступные для человека просторы плавней дают пернатым надежное убежище. Настоящий птичий рай. Здесь обосновались огромные колонии колпицы, кудрявого и розового пеликанов, разных видов цапель. Особенно многочисленными колонии становятся к концу лета. Для желающих познакомиться с миром пернатых поближе разработан специальный маршрут «Путь к птицам».
Мы попадаем в самое сердце Дунайского заповедника, о чем свидетельствует соответствующий указатель. Фотографируем и наслаждаемся красивейшими пейзажами.
Благодаря заповедному статусу, природа этих мест сохраняет свою первозданность. Куда ни кинь – заросли тростника, пойменные озера покрыты ковром из водяных лилий.
Флора заповедника насчитывает 563 вида разнообразных растений. Преимущественно растут камыш обыкновенный, рогоз узколистый.
В Красную книгу Украины и Европейский красный список занесено свыше 30 видов.
Животный мир заповедника состоит из более 200 видов. Гнездятся гусь серый, лебедь-шипун, крачка, лысуха, разные виды уток, цаплей, чаек. Из редких видов водятся пеликан кучерявый, орлан-белохвост, пеликан розовый, краснозобая казарка, колпица, огар, кроншнеп средний. Акватория заповедника является местом зимовки водоплавающих птиц (около 120 видов), а также местом отдыха во время перелётов.
Рыб известно около 100 видов, среди которых и редкие виды, такие как осётр атлантический, лосось дунайский, чоп большой, чоп маленький, умбра. К промышленным видам относятся белуга, осётр русский, севрюга, селедка черноморская, сазан, сом и др.
Из млекопитающих водятся свиньи дикие, енотовидная собака, встречается кот лесной.
Нашим взорам открывается долгожданный «0 км», где установлен памятник – символ начала отсчета Дуная. Сходим на берег острова Полуденный. Морское побережье с широким песчаным пляжем безлюдно – не в пример крымскому. Это самая молодая суша Европы. Намыта она буквально в последние годы. Немного прогулялись по пляжу рядом с «нулем». Пролезли через «дырку» в памятном знаке. Лукавые гиды утверждают, что после этой процедуры дополнительный ноль в вашей зарплате гарантирован.
Сфотографировались и, конечно, загадали желания. Прошли по экологической тропе и поднялись на вышку, с которой осуществляют наблюдение за птицами. Наблюдать лучше по вечерам, когда птицы слетаются на ночевку.
Теперь нам остаётся проделать путь в 19 километров в обратном направлении. Но сначала отправляемся на обед на базу отдыха «Зеленый Кут», расположенной на одном из островков. Когда-то в старину на этом острове располагался староверческий монастырь, который в 1947 году был разрушен. В память об этом построена староверческая часовня Петра и Павла. Осматриваем монастырское подворье, посещаем старообрядческую капличку.
И вот мы за столом: огромное блюдо с рыбой (4 вида), отдельно саламур и всё это запивается вином. Для любителей гастрономических туров расскажу об обеде подробнее. Визуально представлял он собой традиционную уху (напиток в большой кружке, состоящий из рыбного отвара со специями), куски рыбы на большой тарелке, вареную картошку, местный соус «Саламур», ароматный чай из местных растений и плодов, вино «Новак» из винограда сорта «ноа», выращенного на островах дунайской дельты. Это красное сухое вино по вкусу напоминает знакомую всем изабеллу, но с более выраженным земляничным оттенком.
Местный «специалитет» со смачным названием саламур присутствует на столе, поскольку местная уха готовится без соли (иначе это не уха, а рыбный суп!). По сути, саламур – не слишком концентрированный рассол с добавкой пряностей и чеснока. Каждый заправляет саламуром рыбу на свой вкус. К рыбе ещё идёт искусно приготовленная на дровяном огне рыбацкая юшка.
Вкуснотища! Состояние умиротворённое, даже двигаться не хочется… ну, мы и соснули тут же, на природе, на деревянных топчанах. Всего на стоянке «Зеленый кут» мы провели около двух часов.
На обратном пути глазеем на островные жилища – дунайские дачи. Отдыхать там летом приятно. Но вилковчане в основном используют участки в качестве огородов. Илистые почвы и местный микроклимат позволяют выращивать на продажу сорта растений, которые не растут на «материке». К примеру, знаменитую вилковскую клубнику, виноград, из которого делают «Новак».
Путь домой нашей компании скрасил рассказ нашего экскурсовода о камышовом буме, захлестнувшем придунайскую европровинцию. Речь идет о заготовке сырья для кровельного материала. Это очень интересная тема, поэтому я укрепила свои познания по приезду домой и с удовольствием передаю их читателям. Итак, для начала уясним такую вещь: камыш и тростник – это два абсолютно разных растения. Все виды камыша относятся к семейству осоковые, а тростник обыкновенный, на украинском языке «очерет», относится к семейству злаки. Но поскольку все, что растет по краям природных водоемов, люди привыкли называть камышом, то и изделия соответственно тоже именуют «камышовыми». На самом деле, для кровельной заготовки годится только тростник. Его в этих местах полно. Бери – не хочу. Однако ж, в качестве кровельного материала используют не какие попало, а годичные растения. По этой причине дикие заросли как сырье не годятся, т. к. состоят из растений разного возраста.
Для того чтобы получить качественный кровельный материал, полностью выкашивают участок и только на следующий год на нем собирают товарное сырье. Сбор сырья производят после первых морозов, когда с растений опадают листья. Заготовку делают вручную (тарпаном – серповидным режущим инструментом) или с помощью спецтехники (комбайна). Затем сырье перебирают, очищают и высушивают. На стройплощадку тростник поступает в виде готовых снопов, из которых впоследствии и выкладывают кровлю.
На Западе экологически чистые камышовые крыши — архитектурный крик, хозяева домов под тростником налоги за недвижимость платят по льготной сетке, потому что меньше вредят среде — зимой такие крыши лучше копят тепло, летом же под ними прохладно, не приходится тратиться на «кондишн».
На пике популярности сложилась ситуация, когда экологически «продвинутой» Европе тростникового сырья стало катастрофически не хватать. Поэтому голландцы, где заказчикам приходится годами ждать своей очереди, и обратили взоры на Вилково.
Для камышового региона экзотические камышовые заготовки чувствительное подспорье. Камышовые снопы, которые уже окрестили «евриками», везут к пунктам приема на каюках, полукаючках, автоприцепах, осликах-магари и даже тележках-кравчучках. На заготовку и переборку камыша ходят целыми семьями. Готовы резать и вязать тростник за сущие гроши, потому что для многих из них это единственный источник заработка.
Заготовители по сходням носят рассыпающиеся снопы и складывают их на рампе. Работник на причале «причесывает» снопы дощечкой с криво вбитыми гвоздями, очищая их от остатков листьев. Для кровель годится только ровный камыш толщиной 2-5 миллиметров и длиной не менее 1,7 метра. Из стеблей вяжутся тугие снопы, основание формируется в круглом проволочном шаблоне диаметром 60 миллиметров, это европейский стандарт. Если вязать тугой правильный «еврик» дома, то за него дадут 6 гривен, полуфабрикатный же рыхлый сноп стоит 4 гривни.
80 процентов камыша идет на экспорт. Кроме Голландии – родины камышовых крыш – сырье закупают приморские страны Северной Европы: Дания, Германия, Бельгия, где сырой и холодный климат, частые сильные ветры. А камышовая крыша стойкая к ненастью, не нуждается в дополнительной изоляции от воды и пара. Держит тепло и не пропускает звуки. При ее укладке не применяют химические материалы. Один квадратный метр камышовой крыши в Европе стоит от 60 до 90 евро. Увозит «еврики» фура с желтыми голландскими номерами. В фуру помещается до 3 тысяч снопов-«евриков», их едва хватит на скромную крышу в Германии.
Одесским камышом покрывают дома и в Украине. Леонид Шилов из села Новые Петровцы Киевской области, которого знают как пана Савку, создателя частного музея «Хата Савки», перевез из Житомирщины деревянный дом и покрыл его камышом. На крышу площадью 260 квадратных метров ушло 1600 снопов. Но в Украине не хватает специалистов, которые занимались бы покрытием крыш. Поэтому берут дорого. Пан Савка сначала заплатил спецам 40 тысяч грн. за часть крыши, затем в целях экономии продолжил работу вдвоем с сыном.
Хочется верить, что камышовый бум начнется и в Украине, и со временем жители Килийского района непременно разбогатеют. Ведь они живут в камышовом клондайке: природно воспроизводимые каждый год запасы в дельте несметны, недородов не замечено.
Малоизвестное о тростнике
• В медицине бытует мнение, что фитонциды тростника способны исцелить человека на ранних стадиях туберкулеза, так как губительно влияют на палочку Коха – возбудителя этой болезни.
• Влагоустойчивость тростника поражает: даже при непрекращающемся на протяжении трех недель дожде кровля из него не промокает больше, чем на 10 см. При этом высыхает материал очень быстро.
• Тростник – отличное сырье для покрытия вертикальных конструкций. В подтверждение этому во время проведения международной голландской выставки по строительству один из павильонов был возведен полностью из тростника.
Автор благодарит организаторов тура Евгения и Светлану Скобликовых, Олега Саврана за доставленную возможность знакомства с новыми местами.
Уважаемые читатели!
Приглашаем принять участие в обсуждении темы, освещенной в статье. Единственная просьба, не размещать сообщений, которые могут нарушить законы Украины.