Отправить на печать

14.03.2011
Автор: Татьяна Козлова

Скандал вокруг разворовывания профсоюзных здравниц

Уже на следующий день после инаугурации новый Президент Украины подписал указ о создании Антикоррупционного бюро, которое сам и возглавил. Этот факт подчеркивает исключительную важность ключевой проблемы страны. И хотя за прошедший год переворота в сфере противодействия коррупции не случилось, обнадеживающие случаи имеются. Например, есть реагирование по скандалам с дорогущими санаториями. Слова председателя ФПУ Василия Хары и председателя ЗАО «Укрпрофздравница» Эдуарда Колесника о том, что они защищают имущество ФПУ, впервые подданы сомнению в недрах властных структур. Более того, скандал вокруг разворовывания профсоюзных здравниц, раскрутке которого поспособствовали и «Новости турбизнеса», набирает обороты…

Продолжение материалов «Во главе украинских профсоюзов и его имущества. Кто есть WHO?» № 10«НТБ», Исход борьбы за здоровье трудящихся № 11 «НТБ».

14 сентября прошлого года Апелляционный суд Киева, вынес решение, что избрание Хары главой ФПУ в 2008 году прошло с нарушениями законодательства Украины и Устава ФПУ. Суд фактически установил, что любое дальнейшее исполнение обязанностей нынешним председателем незаконно. К тому же, на посту главы ФПУ Хара получает зарплату и ведет хозяйственную деятельность, а парламентарии имеют право заниматься только научно-преподавательской. Почему же Харе удается усидеть в двух креслах? Полагаю, причина этого явления в пресловутом «политическом вопросе», согласно которому все кадровые назначения и увольнения производятся из «высших» соображений. Правящая власть, доверие к которой в связи с попытками реформирования «упрощенки» и лоббированием драконовской Пенсионной реформы катастрофически упало, заинтересована в том, чтоб во главе профсоюзов стоял подконтрольный ей человек, локализующий пожар массовых протестов. Иными словами, Харе отводится роль эффективной «заточки» ФПУ под «правильный» социальный диалог с населением. Этого не могут не видеть не только простые члены организации, но и руководители отраслевых профсоюзов, входящих в ФПУ, что вызывает у них насмешки. Более того, принцип «разделяй и властвуй» породил недоверительно-нервозную обстановку и отторжение в центральном аппарате профсоюзов, где практически все руководящие лица федерации прошли цикл от любимчиков до изгоев. Самый показательный случай – Сергей Санченко – уже экс-председатель Наблюдательного совета "Укрпрофоздравницы и директор исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, через который профсоюзы осуществляют представительство застрахованных лиц. Война между Санченко и Харой к осени прошлого года приобрела неприкрыто-враждебные формы. В одном из интервью этот функционер сказал: «Сьогоднішні профспілки під керівництвом Хари втратили будь-який авторитет, з ними ніхто не рахується… У розвалі ФПУ винен Василь Хара. Своїм бездарним керівництвом він веде профспілки до загибелі. Якщо нічого не зміниться, Хара стане могильником профспілок…». Таким образом, Хара оказался втянутым в информационную войну уже на четыре фронта: против независимой прессы, инородных профсоюзов, так называемых рейдеров за профсоюзным имуществом и своих же бывших отнюдь не безгрешных соратников Санченко и Игнатова (досье на последнего читай «Во главе украинских профсоюзов. Кто есть who?»). В числе верных вассалов на то время оставались самые одиозные фигуры цикла моих предыдущих публикаций (читай «Исход борьбы за здоровье трудящихся» Валерий Горбатов и «антикризисный менеджер» Олег Кленин, коих Хара привлек к сочинению письма тогдашнему Генеральному прокурору Александру Медведько, сообщая, что в основе неожиданно пробудившейся острой неприязни «первички» Фонда социального страхования к главе ФПУ - «скоєння злочинів керівництвом Виконавчої дирекції Фонду, зокрема її директором Санченком Сергієм Павловичем». 

 Однако же тучи стали сдвигаться и над головами фигурантов критических публикаций в СМИ, повествующими о том, как попадают в «нужные руки» ценные профсоюзные объекты. Мне, как автору цикла публикаций, направленной против руководства ФПУ и «Укрпрофздравницы», приятно осознавать, что я наряду со своими коллегами из других изданий внесла посильный вклад в процесс приостановки дерибана профсоюзной собственности. Удалось привлечь внимание правоохранительных органов к неблаговидным делам руководства «Укрпрофздравницы». Силовики произвели выемку документов, связанных с отчуждением имущества евпаторийского санатория «Ударник». В поле зрения прокуратуры Крыма оказались факты «ускоренно-облегченного» перехода объектов «Укрпрофздравницы» в аренду малоизвестным фирмам. Получил повестку из прокуратуры первый заместитель председателя правления «УПЗ» Олег Кленин. Его вызвали по уголовному делу, которое касается известного профсоюзного санатория «Ясная Поляна». Кленину сообщили, что ему необходимо иметь при себе документы, связанные с регистрацией ЗАО «Ясная Поляна» и ООО «КОВиК», которому перешла часть собственности ГП «Ясная Поляна» несколько лет назад. Через неделю прокуратура возбудила в отношении него уголовное дело и потребовала отстранить Кленина от должности. По некоторым данным, Хара попытался спасти «антикризисного менеджера» от нападок крымской прокуратуры, пояснив «служивым», что ситуация с «Ясной Поляной» - это «наше внутреннее дело». А когда не помогло, встретился с генеральным прокурором Пшонкой и вымаливал снять обвинения с Кленина. Но получил отказ. В результате Кленин не придумал ничего лучшего, как заметать следы… Написал заявление об отпуске в связи с болезнью отца, а затем и вовсе исчез. Его объявили в розыск. 
Наши источники говорят, что внимание правоохранительных органов проявлено и к нынешнему заму председателя ПФУ Валерию Горбатову и его дочери Ольге Соловьевой, возглавляющую Санаторно-курортное объединение "ЮБК". Мы сообщали, что СКО живилась плодами коррупционной схемы «умного» механизма оплаты санаториями централизованной поставки продукции для них. В результате здравницы не только теряли заработанные деньги, в которых остро нуждались, но и сокращали оборотные средства. Существующий порядок поставил на грань выживания здравницы, зато обогащал верхушку ФПУ и УПЗ, имеющую 20-30% «откаты» от поставщиков. К слову, после обнародования данного факта в «НТБ» в офисе Ольги Соловьевой был отключен телефон, и она оперативно сняла свою фотографию и подпись генерального директора с сайта принадлежащего ей предприятия. Аналогично недоступны по телефону и в кабинете оставались Валерий Горбатов и сам председатель ФПУ Василий Хара, на которых обрушился град звонков. Зато на сайте ФПУ продолжали методично дублироваться заявления, в которых утверждалось, что "за весь период председательствования Хары ФПУ не продала ни одного квадратного метра собственности", а "по результатам проверок профсоюзных здравниц органами прокуратуры и внутренних дел не обнаружены злоупотребления, которые бы требовали возбуждения уголовных дел против руководителей санаторно-курортных учреждений". Напомню, в предыдущей публикации я дала в качестве обратного утверждения раскладку по крымскому санаторию «Ясная Поляна», ставшему в итоге трансформации «малопрофсоюзным». «Ясная Поляна» - это санаторий матери и ребенка с двенадцатью лечебными отделениями и десятками памятников архитектуры, построенный в живописном парке площадью 18 га неподалеку от горы Ай-Петри. Раньше это было парковое имение. Административный корпус санатория – это не что иное, как замок князя Голицына, построенный в 1840 году. Арендная плата за два спальных корпуса санатория, а также административного здания (то есть замка) достались «Ліга-Інфо» за 422 тыс. грн., исходя из оценочной «стоимости» этой недвижимости 1,69 млн. грн. Если эту сумму аренды разделить на 12 месяцев, то окажется, что за три гигантских многоэтажных здания арендатор будет платить столько же, сколько за одну неплохую квартиру в центре Киева. Только слепой не увидит здесь признаков коррупции.

Прошло совсем мало времени, как в головах профсоюзной верхушки созрел аналогичных ход. 2 сентября 2010 года и.о. председателя правления ЗАО «Укрпрофздравница» Галина Головинец приказала санаторию «Курпаты» подготовить к сдаче в аренду 16-ти зданий. Имя этого арендатора - ООО «Пальмира-Парадайз». Срок аренды – 25 лет. С правом выкупа. По некоторым данным, эта фирма связана с российским бизнесменом, владеющим отелем «Пальмира Палас» в Ялте. Источники в «Укрпрофздравнице» сообщили редакции, что такая же участь скрытого отчуждения помимо санатория «Курпаты» уготована санаториям «Львов» и «Верховина». Для справки. Санаторий «Курпаты» состоит из огромного спального корпуса. Объект признан шедевром архитектуры, так как из каждого номера открывается такой вид на море, который обеспечивает эффект присутствия. Санаторий «Верховина» расположен недалеко от горнолыжного курорта Воловец и озера Синевир. Здесь сказочные места, которые привлекают туристов. Санаторий «Львов», расположенный недалеко от столицы Галиции, богат своими сооружениями. 

И, похоже, «щедрость» Хары в отношении третьих лиц стала для него привычкой. Имею в виду отчуждение пансионата «Мирный», расположенного в престижном районе Одессы. Этот объект «Укрпрофздравницы» ушел в чужие руки в результате классической схемы договора о совместной деятельности между дочерним предприятием пансионат «Мирный» и несколькими коммерческими структурами, в частности, ООО «Инвест-Курорт» и Одесской национальной юридической академией. Однажды эти две организации подали в суд, чтобы признать свое право собственности на высотный спальный корпус. И суд удовлетворил иск. ФПУ в ответ подало встречный иск против всех компаний, включая сою собственную – «Укрпрофздравницу». В 2009 году это дело оказалось в Апелляционном суде Киева. Но 17 ноября 2009 года председатель ФПУ Василий Хара неожиданно пишет заявление об отказе от своих же требований вернуть Федерации «Мирный». По его мнению, его отказ не причиняет ущерба ни одной из сторон конфликта. Так были потеряны несколько десятков миллионов «профсоюзных» долларов. В чьих интересах, догадаться нетрудно. 

Я несколько раз упоминала о своих источниках, помогавших мне в работе над материалом. Признаюсь, после выхода цикла публикаций в свет, я ожидала неприязненного (как минимум) отношения к себе со стороны сотрудников критикуемых структур, входящих в ФПУ, в частности ЗАО «Укрпрофздравница». Однако же реакция на мой журналистский труд оказалась непредсказуемой. Отнюдь не последние лица в профсоюзной иерархии вместо того, чтобы, образно говоря, набить мне морду, говорили «спасибо». Я обзавелась информаторами, готовыми раскрыть подноготную не только выплывших наружу скандалов, но и «боев» местного значения, а также узнала о комичных и зловещих сторонах характеров фигурантов своих публикаций. Рассказали о первом появлении В. Хара на личном «Лексусе» у здании ФПУ по адресу Крещатик, 2 в Киеве. В ковбойской шляпе, на пальчике - колечко с бриллиантом. На первом аппаратном совещании, поигрывая кольцом, сделал заявление, что он – «человек богатый, и в должности главы ФПУ к его рукам ничего не пристанет». Вот уж поистине и смешно, и грустно… Но суть не в этом. 

В последней из публикаций цикла я спрашивала, как сохранить санаторно-курортное лечение в Украине доступным для широких масс. И как защитить от разбазаривания поредевшую, но все еще могучую эскадру здравниц? Ведь это достояние, созданное трудом четырех поколений! Я запросила «помощь зала» для того, чтобы создать модель санаторно-курортного лечения в стране. И эта помощь пришла. От экспертов туристического бизнеса, в том числе руководителей здравниц системы ЗАО «УПЗ», руководителей отраслевых профсоюзов ФПУ, альтернативных профсоюзов, народных депутатов. Я встретилась со многими людьми, добросовестно пытаясь извлечь рациональные зерна из сказанного ими. Всем спасибо. Единственный, с кем мне не захотелось общаться, народный депутат Игорь Шкиря, хотя его помощник предлагала обсудить вопросы при встрече. Я многое о нем знаю, и его «железобетонная» самоуверенность мне, мягко говоря, неприятна. Не думаю, что он способен работать на благо чего-нибудь, кроме своего бизнеса, в том числе курортного. Ради него он пошел в советники на общественных началах председателя ФПУ по санаторно-курортным вопросам и PR. Не иначе полагал, что легче будет гасить скандал вокруг своего имени.

Еще в 2005 году Игорь Шкиря стал владельцем санатория «Марат» в Гаспре. Церемониться не стал, огородил забором парк санатория и запретил местным жителям проход по его территории. А затем расчистил прибрежную полосу, пустив под ковш бульдозера постройки на берегу, уже имевшие собственников. Разбираться на место отправили комиссию крымского Совмина во главе с вице-премьером Георгием Псаревым. Однако у депутата имелись решения донецкого и луганского судов в его пользу. Шкирю за захватничество в Гаспре шибко не любят. Депутаты местного поссовета проголосовали за изъятие у санатория 1,4 га земли под поселковый парк. Не помогло даже присутствие на сессии самого «регионала».

Но Шкиря не из тех, кто когда-либо унывает. В качестве компенсации за моральные страдания, депутат через связанную с ним «Фирму Хелп» заключает выгодный договор с ЗАО «УПЗ» по аренде вспомогательных строений упомянутого санатория «Ясная Поляна». Сами здания (туалет и душевая) несущественны. Но земля под ними бесценна, поскольку они находятся на отдельном закрытом пляже санатория. А мы знаем, что бесплатных пляжей в Большой Ялте уже практически не осталось. 

Мне не известно, прилагает ли г-н Шкиря какие-то усилия по политической защите своего патрона сейчас. Скорей всего, в свете нынешних событий, Шкире невыгодно выпячивать особые отношения с Харой, репутация которого сильно подмочена. В случае если прокуратура пойдет в своем расследовании до конца, Хару ждет, как максимум, уголовное преследование. Конечно, депутатский мандат и неприкосновенность, это аргумент, но кто знает, как повернутся события?

Если кто-либо из сильных мира сего «дотумкает», что многочисленные примеры распоряжения санаториями — лишь одно из направлений деятельности бизнес-корпорации с ежегодным оборотом около 10 млрд. грн. (1 млрд. евро в год), носящей формальный статус общественной организации, то у Хары эту кормушку быстро отберут. Я слышала вполне резонное мнение, что Янукович будет сажать и СВОИХ, потому как по его понятиям, у НЕГО никто не имеет права воровать. К тому же, власть в последнее время не очень воспринимает язык шантажа. А Харе по статусу приходится «нападать» на правительство, дабы угодить членам профсоюза. Он очень хочет остаться на своем посту, причем, уже легитимно избранным председателем. Съезд Федерации состоится 23 марта. На пост председателя ФПУ претендует также экс-глава ФГИ Валентина Семенюк-Самсоненко. Ждем развития событий. 

Скоро на портале! Материал «НАРОДНАЯ ЗДРАВНИЦА КАК МОДЕЛЬ САНАТОРНО КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ В УКРАИНЕ. СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ ПУБЛИКАЦИЯМИ 

 

Кол. просмотров: (661)
Кол. комментариев: (4)