Получать новости на E-mail
Статьи и интервью (1147)
01.12.2007
Автор: Юрий Григорьевич Расин, Наталия Викторовна Корнилова
Журнал «Новости турбизнеса», №23-24 (97-98), 2007; №1 (99), 2008
Размер шрифта

Версия для печати

ПОЕЗДКА В КАРАЧОЛЬ. МОНАСТЫРЬ СУРБ-ХАЧ И СТАРЫЙ КРЫМ

Утро 30 ноября 2007 г., следующего дня после пленарной части IV-ой научно-практической конференции «Культурно-этнографический туризм в Крыму. Традиции и перспективы развития», было морозным и солнечным. Это радовало, так как участники конференции должны были осуществить автобусную экскурсию в греческий культурно-этнографический центр «Карачоль» в селе Чернополье Белогорского района, в духовный центр крымских армян – монастырь Сурб-Хач, а также в дом-музей истории культуры и быта крымских татар в городе Старый Крым. В данном материале речь пойдёт о части этой экскурсии, посвящённой греческому культурно-этнографическому центру «Карачоль». Участников-экскурсантов набралось аж на целых три автобуса. Забегая вперёд, необходимо отметить, что никто не только не пожалел о поездке, но и по сей день многие делятся полученными впечатлениями.

Езды до села Чернополье от Симферополя немного: всего около часа. Погружение экскурсантов в греческую культуру началось уже в процессе поездки: мы увидели увлекательный научно-популярный фильм о греческом острове Патмос, послушали аутентичную греческую музыку. К концу поездки мы готовы были уже плясать сиртаки!

Расположено село Чернополье на трассе Симферополь-Феодосия почти прямо за городом Белогорск. Старое название села – Карачоль – происходит от тюркских слов «кара» – черный, и «чёль» – земля, степь, невозделанное поле. Сразу после Великой Отечественной войны Карачоль, как и подавляющее количество других населённых пунктов Крыма, было переименовано и в русской транскрипции стало Чернопольем.

Сегодня в селе Чернополье существует одна из немногих национальных общин, куда не стыдно пригласить туристов. Силами нескольких энтузиастов из Федерации греков Крыма здесь был создан греческий культурно-этнографический центр «Карачоль», состоящий из небольшой усадьбы с народным музеем. Одно плохо: до сих пор на трассе нет ни одного указателя, поэтому можно просто «пролететь» мимо центра «Карачоль». И это при засилии бигбордов на наших дорогах! Надеемся, что хотя бы к следующему курортному сезону местные власти помогут греческой общине решить эту дорожно-указательную проблему.

В «Карачоле» нас ожидал самый теплый прием: хлеб-соль (причем хлеб был свежеиспеченный, с пылу – с жару, и такой вкусный, что многие пробовали его по два-три раза!), греческие народные песни в исполнении детского ансамбля, добрые пожелания.

Наш первый экскурсионный объект – целебный источник Св. Елены и Константина, расположенный прямо возле автотрассы. Этот источник, по сути, подарил жизнь селу Карачоль. В конце русско-турецкой войны 1828-1829 гг., спасаясь от турецкого ига, в Крым начали переселяться греки и болгары из Бургаса, Варны, Василико, Ахиолло, Сизополя, Сливена, Тырново и других мест. Из греческого села Корфо-Колиба, располагавшегося в Восточной Фракии, прибыли первые переселенцы. Вместе с ними приехали и их реликвии, в том числе и иконы. У себя во Фракии греки считали покровителями их села Святых Константина и Елену. Согласно преданию, греки-переселенцы долго искали удобное место для проживания, имеющее источник воды, пока Святой Константин не указал им безымянный источник на землях имения Карачоль, где «волос не упадет с голов ваших». С тех пор греки считают этот источник священным.

В 1944 г. крымских греков, в том числе и жителей Карачоля, депортировали на Урал. Не все греки вернулись обратно, но в 1960-1970-х гг. греческая община села постепенно стала возрождаться. И сегодня в Чернополье живут этнические греки, которые бережно хранят свои традиции.

Обо всём этом нам рассказала Ирина Константиновна Зекова, которую в селе ласково называют «мама» за её креативную функцию, объединяющую всю греческую общину Чернополья.

В 1913 г. в селе была построена церковь во имя Святых равноапостольных Константина и Елены. Церковь строилась на средства жителей Карачоля местным каменщиком, греком, Дмитрием Кирилловичем Бендеровым. В 1927 г. во время землетрясения церковь пострадала, но была восстановлена силами прихожан. В 1933 г. храм был закрыт, здание передано под клуб. В настоящее время храм возвращен верующим. В 1997-1999 гг. храм был восстановлен при финансовой поддержке Национального банка Греции.

Данная церковь, расположенная буквально в 5-ти минутах ходьбы от источника, – следующий объект экскурсионного показа. Правда, нужно отметить, что в осеннюю пору эти 5 минут несколько затянулись, ибо трудно передвигаться по раскисшей после дождей грунтовой дорожке. Опять хочется верить, что деньги на «дорогу к храму» у местных властей всё же найдутся, ибо в одиночку греческая община с этой дорожной проблемой не справится.

Закончилась наша экскурсия в здании народного музея при культурно-этнографическом центре «Карачоль». Значительную помощь в организации музея оказал методический центр по этнографии при Крымском этнографическом музее (директор – Лаптев Ю.Н.). В уютном по-домашнему музее все экспонаты идентифицированы, они уникальны, ибо прошли нелегкий путь вместе со своими хозяевами.

Мы познакомились с особенностями быта крымских греков. Оказывается, что типичный греческий дом состоял, как правило, из трех основных помещений: большой родительской комнаты «с окнами на улицу» (в ней жили отец и мать семейства, а также очередной грудной ребенок), комнаты для детей и стариков, а также кухни.

Если вы тоже хотите узнать, что и как готовили греческие хозяйки, какие блюда подавали на будничный и праздничный столы, как принимали гостей, как отмечали праздники в греческой семье, как коротали вечера, как выдавали дочерей замуж, какую одежду носили в будни, а какую – в праздники, как пряли, ткали, пели, танцевали и т.д., и т.п. – обязательно съездите в «Карачоль»! Здесь вы погрузитесь в настоящую греческую среду, отведаете блюда греческой кухни, выпьете настоящего греческого вина, услышите народные греческие песни, узнаете много нового и интересного о Греции, о греческой культуре. На три часа вы «выпадете» из привычного жизненного круга и будете потом с удовольствием вспоминать поездку в «Карачоль». Конечно, лучше всего приурочить поездку к праздничным дням, например, панаир, когда отмечаются дни памяти святых Елены и Константина (ежегодно 3 июня). А есть еще и веселые зимние праздники (например, 14 января – Василия Великого) с особыми обрядами, вкусной греческой кухней!

Если у вас возникнет желание погрузиться в культуру крымских греков, позвоните в греческий культурно-этнографический центр «Карачоль», вас с удовольствием встретят, ответят на все ваши вопросы, примут заказ на экскурсионное обслуживание и обед (летом этого года всё это стоило около 50 грн.!). Кстати, многие участники конференции собрались приехать сюда еще раз, уже со своими семьями, с детьми.

Телефон центра «Карачоль»: (06559) 9-93-78
Руководитель Ирина Константиновна Зекова,
тел. 8 (095) 61-42-791.

МОНАСТЫРЬ СУРБ-ХАЧ И СТАРЫЙ КРЫМ

После вкусного и сытного обеда в Белогорске три автобуса с участниками конференции отправились дальше на восток по трассе Симферополь-Феодосия в город Старый Крым. Мы имели твёрдое намерение посетить духовный центр крымских армян монастырь Сурб-Хач, а также дом-музей истории, культуры и быта крымских татар.

История города Старый Крым (Эски-кырым, Солхат, Сургат) насчитывает не одно тысячелетие. В первой половине XIII в. он стал главным административным центром Крымского юрта Золотой Орды, а позднее и религиозным центром полуострова. В те времена город был опоясан стенами с боевыми башнями и широким рвом, за что получил новое название – Крым (Кырым), что означает «ров». С образованием Крымского ханства со столицей в Бахчисарае город Крым, получивший название Эски-Крым (Старый Крым), потерял свое былое значение. После присоединения Крыма к России (1783 г.) он превратился в маленькое захолустное селение – местечко, преобразованное в 1803 г. в заштатный город Таврической губернии.

Старый Крым и сегодня – тихий и скромный город с давней историей. Здесь туристы могут осмотреть интересные исторические и архитектурные памятники: мечеть хана Узбека и медресе (начало XIV в.), филиал Феодосийского Дома-музея А.С. Грина, дом-музей К. Паустовского, дом Н. Амосова, литературно-художественный музей. Желающие могут ознакомиться с многочисленными старокрымскими достопримечательностями и виртуально.

Согласно легенде, монастырь Сурб-Хач («Святой крест») был построен в том месте, где основатели монастыря Ованес Себастаци и его братья увидели в небе видение в виде креста, и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой. Здесь на долгие столетия в стене была установлена священная реликвия – освященный апостолом Тадеем каменный крест-хачкар Сурб-Хач VI века, привезенный из Армении в Крым первыми переселенцами из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Хачкар назывался Пыргчакар, что переводится как Спасский камень. В 1778 году крымских армян переселили в Приазовье. Туда же был перевезен хачкар Пыргчакар. Ныне он является одной из главных национальных реликвий донских армян и хранится в церкви Сурб-Карапет (Святой Предтеча) в Ростове-на-Дону.

Сурб-Хач находится всего в трёх с половиной километрах от Старого Крыма. До недавнего времени проехать к нему было практически невозможно из-за плохой дороги и своенравной горной речки Чурук-Су. Поэтому монастырь долгое время был вне сферы интересов туристических организаций, экскурсии туда практически не водили. Туристам было неинтересно: полуразрушенные здания, запустение, выцветшие фрески... Сегодня дорога частично отремонтирована и покрыта бетонными плитами, а через горную речку построили мост.

Уставшие от тряски по трудной дороге, мы выходим из автобусов, и перед нашими глазами возникает мощная и величественная каменная громада стен и башен монастыря.

Сурб-Хач! Ты защита и убежище нашего народа.
Ты единственный, нет тебе подобных.
И вид, и положение твое дивны...

Из поэзии XVII века

Первой постройкой будущего комплекса монастыря стал храм Сурб-Ншан (Святое Знамение), построенный в 1358 г., в период армянской колонизации в Крыму. Позже к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней, а в 1719 г. – братский корпус с кельями для монахов.

Монастырь больше похож на крепость, чем на смиренную обитель. Окна подобны бойницам, а колокольня – как сторожевая башня. На протяжении пяти столетий монастырский комплекс неоднократно перестраивался. В начале ХХ века монастырь включал в себя церковь, пристроенный к храму гавит (притвор) с колокольней, кухню, трапезную для монахов и трапезную для рабочих, два яруса монашеских келий, два внутренних дворика и хозяйственные помещения. В атриуме – фонтан для омовения.

Ещё в 1634 г. Эммилио Дортели д'Асколи писал: «Вблизи Крыма, в двух милях от города, на лесистой возвышенности, находится армянская церковь во имя Животворящего креста, или, как они говорят, Сурб-Хач, привлекающая многочисленные толпы богомольцев; тут же вкуснейшая родниковая вода. Этот храм, достойный Рима, и много каменных жилищ широких размеров, построены были братьями армянами, которые погребены в церкви».

В течение нескольких веков монастырь был престолом армяно-апостольской церкви в Крыму. Здесь находилась епископская кафедра, территория которой простиралась на запад вплоть до Румелии (Балканский полуостров) и Валахии (Молдавии). Сурб-Хач был известным святым местом и одним из центров паломничества армян из разных стран мира.

После турецкого завоевания Крымского полуострова в 1475 г., он становится одним из главных религиозных, политических и культурных центров крымских армян, известным далеко за пределами Крыма. В нём действовала школа, в которой преподавали поэты и известные мастера миниатюры из Армении. Здесь детей обучали искусству миниатюры, рукописному делу, философии, риторике, арифметике, грамматике, географии. В самом монастыре работали мастера-переплетчики. Остатки средневековых фресок до сих пор сохраняются на стенах храма и гавита, а миниатюры, выполненные на страницах рукописей, хранятся большей частью в институте древних рукописей им. Маштоца (Матенадаран).

За века своего существования монастырь пережил многочисленные войны и нашествия. Окончательно его разрушили воинствующие коммунисты в начале двадцатых годов прошлого века: книги были сожжены, монастырь разграблен, монахи частью убиты, частью разогнаны. В монастыре надолго воцарилось запустение и варварство. Одно время монастырь был отдан под пионерский лагерь, потом опять пустовал и потихоньку разрушался. В послевоенное советское время посещали его только немногочисленные туристы-энтузиасты. Реставрация монастырского комплекса и раскопки начинались много раз: и в пятидесятых, и в семидесятых годах, и в 1993 г., но, похоже, только сейчас эти работы обретают реальную и ощутимую форму. Сегодня монастырь Сурб-Хач все ещё находится в полуаварийном состоянии. Основные работы, которые начаты и собираются провести – укрепить свод трапезной, доделать кельи и провести противоаварийные работы в самой церкви. Проведение экскурсий несколько осложнено реставрационными работами.
У монастыря Сурб-Хач – непростая и длинная история. Главное, что у этой истории хорошее продолжение. После эпохи разрухи и запустения начался период возрождения. 23 июля 2002 года постановлением Совета Министров АР Крым Сурб-Хач возвращен Армянской апостольской церкви.

Сурб-Хач ныне является достаточно привлекательным туристическим объектом, расположенным вдали от суеты. Лучше всего ощущение от посещения монастыря передаёт одно из юношеских стихотворений Максимилиана Волошина:

Сурб-Хач
«Лес высокий и тенистый,
Всюду горы и пустырь.
Что такое? Стены зданья!
А! Так вот он, монастырь!
Что ж однако? Где же люди?
Вокруг все тихо. Лишь журча,
В арке белого фонтана
Льется светлая струя...
Над фонтаном плющ обвился,
Надпись стертая видна,
Водоем из камня сделан,
Всюду веет старина.
Стены брошенного зданья,
Башня старая, балкон,
Купол маленький над церквью,
Лес и лес со всех сторон.
Вот и дверь в стене! Идемте!
Полутемный коридор
Нас выводит на тенистый
Небольшой прохладный двор.
Вдоль стены растут деревья,
Пара старых темных плит,
Из-под зелени и моха
Барельеф на них сквозит.
Вправо серые ступени,
Все поросшие травой.
Дверка маленькая с грубой
Деревянною резьбой.
Вход во храм. Во храме тихо.
Полумрак. Из окон
Две струи блестящих света
В мрак ворвались. Ряд икон
Почерневших, полустертых.
В глубине пред алтарем
Помост каменный высокий,
Книга старая на нем.
Этот храм и это зданье
Существуют пятый век.
Здесь спасался от набега
В ту эпоху человек.
Здесь татары побывали,
Вольной Генуи сыны,
Много б, много б рассказали
Тут остатки старины.
Жизнь сюда не проникала
Уж давно. С тех самых пор
Он стоит здесь одиноко,
Заключен объятьем гор.
Все монахи разбежались,
Кельи пусты. Иногда
Навещают лишь туристы
И другие господа.
С боку зданья над дорогой
Есть балкон. Оттуда вид
На леса, долины, горы
Далеко кругом открыт.
Славно там сидеть под вечер.
Горы вдаль идут синей,
Всех цветов и всех оттенков
Голубых полутеней.
Хорошо так и просторно,
Так свободно дышит грудь,
Так приятно в тихий вечер
От дороги отдохнуть».

Очень трудно прочувствовать эту ауру средневековья, переносящую человека в былые эпохи, находясь в шумной толпе туристов. Но от толпы можно и отделиться, и в храме побыть наедине с Богом, и постоять в тишине перед кельями, и руки приложить к святым камням, и загадать желание… Ведь путешествие в Сурб-Хач – это духовное путешествие. А можно еще водицы святой испить из трех источников: «Мудрость и практичность», «Здоровье и бодрость» и «Молодость». Жаль, что третий источник практически не действует, быть нам пусть не вечно молодыми, но хотя бы здоровыми, бодрыми и практичными.

Жаль еще, что этой самой практичности не хватает в полной мере местным властям, хотя они и понимают, что «Старый Крым – это жемчужина, которую нужно шлифовать», а туризм – особый экономический рычаг. Однако, по мнению представителей Кировского райсовета, «инфраструктура в районе не развита, туризм находится в зачаточном состоянии». Хотя есть и прогресс – создан туристический информационный центр «Старокрымский путешественник». Вот как только будут решены организационные проблемы с этим ТИЦ, так сразу мы сможем выйти на соответствующий сайт и всё узнать: где и какие аттрактивные объекты в Кировском районе имеются, когда работают, как до них добраться.

Но, как говорится, через тернии мы всё равно доберемся до звёзд. Старейшина армянской общины Армэнак Казарян во время круглого стола в Сурб-Хаче отметил: «Когда человеку всё легко даётся, то это что-то не так». Значит, у нас всё идет так, как предначертано свыше. Сурб-Хач возвращен Армянской церкви, ведется его восстановление, 20 июля 2008 г. во время праздника Вардавар обновленный монастырь будет отмечать свой 650-ти летний юбилей, ожидается приезд свыше 5 тыс. туристов, в т.ч. иностранных. Одно плохо: до сих пор неизвестно, успеют ли освоить 3.3 млн. грн., выделенных на ремонт дороги к храму; смогут ли туристы где-нибудь остановиться, справить свои не только духовные, но и телесные нужды? Хорошо бы также цивилизованные указатели и таблички сделать, чтобы туристы знали, как проехать к Сурб-Хачу, как отличить источник «Мудрость и практичность» от «Здоровья и бодрости», а также попытаться испить из «Молодости».

Благо, есть люди, обладающие всей необходимой информацией и способные помочь представителям турбизнеса. Это и председатель армянской общины Старого Крыма Казарян Армен (тел. (06555) 5-13-50; (050) 582-37-51), и руководитель экспозиционного комплекса «Армянские монастыри и поселения гор Святого Креста и Мачук» при монастыре Сурб-Хач (г. Старый Крым) Байбуртский Аркадий Михайлович (тел. (095) 436-68-60). Звоните, и вам воздастся!

Дискуссия, возникшая в монастырской трапезной за винно-фруктовым столом, опять касалась отсутствия действенного механизма сотрудничества представителей турбизнеса и местной власти. Причём, каждая сторона не только занимала свою твёрдую позицию, но, как нам показалось, не хотела (или не могла) понять оппонентов. Неужели не ясно, что тяжелый 35-45-ти местный автобус с туристами не преодолеет несколько километров по плохой дороге, да еще, не дай Бог, в непогоду! Эту транспортную проблему, как и проблему развития инфраструктуры в целом, строительства этно-деревни возле Сурб-Хача не решить без поддержки местных властей.

До сих пор размещать туристов на ночлег в Старом Крыму негде – только начато строительство первой (!) гостиницы; традиционная славянская проблема мусора и туалетов не решена даже в первом приближении… Об этом говорила в процессе дискуссии о взаимоотношениях местных органов самоуправления и туристических организаций начальник Управления туризма Министерства курортов и туризма АР Крым В.С. Марнопольская. Радует, что государственные чиновники понимают потенциально ведущую роль туризма в экономике Крыма, да и всей Украины. Но не радует, что пока «на местах» все реальные действия в этой области сводятся практически только к декларациям.

Председатель компании «JAINA», которой принадлежит СПА-курорт «Буймеровка» на Сумщине под Охтыркой, господин Майанк Джаин в своём выступлении на украинско-бельгийской научно-практической конференции «Створення регіональних екополісів як складової сталого розвитку територій» 19 октября 2007 г., сказал: «Вы ещё даже не представляете, каким замечательно вкусным и красивым тортом обладаете, но не используете его!», имея в виду природно-туристический ресурс Украины. Эти слова господина М.Джаина в полной мере относятся и к Сурб-Хачу.

Активный обмен мнениями продолжался между участниками поездки и по пути от монастырской трапезной к автобусам, куда нас провожали радушные хозяева. Мы на ходу пытались озвучить свою точку зрения о необходимости проведения, кроме реставрации, других первоочередных мероприятий – строительства цивилизованных туалетов, очистных канализационных сооружений, разработки экскурсионного тура обязательно с интерактивным участием туристов, а не только с пасивно-созерцательным, как мы сегодня…

Переполненные противоречивыми впечатлениями, мы погрузились в автобусы и стали спускаться в Старый Крым. Смеркалось. К музею истории, культуры и быта крымских татар, что расположен в Старом Крыму по ул. Калинина, 29, мы подъехали уже в густых сумерках, и фотографировать на улице было практически невозможно.

Старокрымский дом-музей истории, культуры и быта крымских татар был открыт 12 августа 1999 года. Музей располагается в старинном доме типичной крымско-татарской архитектуры, в котором летом прохладно, а зимой – тепло. У ворот нас приветливо встретили девушки в национальных татарских одеждах.

В одной из музейных комнат воссоздан жилой интерьер крымскотатарского дома с низкими диванами для гостей, в другой – комната невесты, наполненная красивейшим приданным. Большинство предметов в музейной экспозиции – это семейные реликвии, принадлежавшие крымскотатарским семьям и совершившие скорбный путь на чужбину и обратно вместе со своими хозяевами.

В музее нас ждал очень теплый прием, увлекательный рассказ об истории Старого Крыма, о судьбах крымских татар, об их быте, традициях. Мы попробовали традиционный горячий кофе со сладкой медовой пахлавой и разноцветной парвардой (хотите узнать, что это такое – непременно побывайте в музее!). Здесь вы сможете познакомиться с творчеством самобытного художника Нури Якубова, работами талантливой золотошвеи Диляры-ханум Сулеймановой, увидеть зажигательное выступление юных танцовщиц, услышать увлекательный рассказ хранительницы крымскотатарских традиций Райме Умеровны Сефершаевой. А душа музея, ее «вечный двигатель» – это несравненная Эльвира Акимовна Бариева. Спасибо ей за прием, за добрые пожелания, за то, что успешно пропагандирует и практически осуществляет культурно-этнографический туризм в Крыму. Позвоните ей по тел. 8 (255) 2-22-55 или (050) 562-21-62 и скажите только: «Эльвира Акимовна, покажите нам музей, угостите нас кофе с парвардой!», – и незабываемые впечатления гарантированы.

Возвращались мы в Симферополь уже затемно. Разговаривать практически не было сил, и все в автобусе молчали. Молчали и думали. Думали о том, когда же наступит тот светлый и долгожданный день, когда мы сможем в полной мере гордиться своей страной, своим культурным наследием, и не будем краснеть перед туристами за перманентную разруху и первобытные отхожие места? К счастью, мы, как и армяне – оптимисты: «Мы это сделаем! Перед нами – вечность».
При написании статьи использованы материалы сайтов www.speleo.ucoz.ru, www.nkj.ru и www.staryi-krym.narod.ru.

Кол. просмотров: (2738)                            Кол. комментариев: (0)

Уважаемые читатели!
Приглашаем принять участие в обсуждении темы, освещенной в статье. Единственная просьба,  не размещать сообщений, которые могут нарушить законы Украины.

Комментариев (0) К статье ПОЕЗДКА В КАРАЧОЛЬ. МОНАСТЫРЬ СУРБ-ХАЧ И СТАРЫЙ КРЫМ
Rambler's Top100